Как человек научился писать? История возникновения письменности Как человек научился писать.

Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.

Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали - мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.

УЗОРЫ - ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ

И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.

Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.

Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.

Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь - это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.

ИСТОРИЯ БУКВ.

Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, - причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.

А вот другая наша буква - У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:

Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки - это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка - ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.

Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.

Продолжение читайте в нашей следующей части.

P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.

В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы - в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощенные рисунки называются идеограммами.

Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеин­дийская, шумерская, древнекитайская системы письма, где каждый знак (иероглиф) обозначал целое слово.

Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак обозначал лишь один определенный слог. Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах.

Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от фи­никийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв - это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» - бык (первоначальная форма этой бук­вы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произо­шло от финикийского слова «бет» - дом (первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит», по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет». Буквы в финикийском ал­фавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заим­ствован и греками.

Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее. В нем знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лег в основу латинского ал­фавита, а тот, в свою очередь, - всех западноевропейских.

От греческого алфавита произошел и церковнославянский, состав­ленный братьями Кириллом и Мефодием, - кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощен, появился более легкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

Почему славянская азбука называется кириллицей

В 1992 г. в России впервые праздновали День славянской письменно­сти и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из сла­вянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это былоне очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенно­стей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую аз­буку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность - азбуку, которая на­зывается кириллицей в память о ее создателе.

На чем и как писали

Острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на мед­ных листах писали люди в древности.

Есть такое растение - папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна - ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папи­рус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писали первые книги. Было это свыше 6 тыс. лет назад.

Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укла­дывали друг на друга под пресс, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги - свитки.

Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаме­не. Пергамен делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чисти­ли, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергамене писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаменных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.

Книга

Еще в древности у человека появилась потребность передать свои опыт, знания последующим поколения. Устно можно поведать о своих деяниях только детям и внукам. А как сделать слово вечным?

Несколько тысячелетий назад появилась письменность. Графиче­скими значками изображали звуки, слоги и даже целые слова. На чем их записать и как сохранить? Возникло несколько решений.

В Средние века книги писали от руки на листах пергамена, соеди­ненных в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С XIII в. основным писчим материалом в Европе становится бумага.

Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. Наконец в XV в. было изобретено книгопечатание.

В одной из самых больших библиотек мира - Российской государ­ственной библиотеке в Москве - хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся пер­вые печатные книги - инкунабулы - книги «колыбельного периода» книгопечатания.

Некоторые редкие книги - это громадные тома, высотой более по­лутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки, собачки.

В наше время есть и другие источники информации: кино, теле­видение. Но только книга способна развить воображение. Читаете вы, например, волшебную сказку, далеко не к каждой странице есть иллю­страция. Это и не нужно. Остальные картины вам дорисует ваше соб­ственное воображение. В наш технический век книга остается верным другом и помощником.

В XIII в. на Русь обрушились тяжелые испытания . С юга пришло монгольское войско. Монголы - это кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота - лошадей, верб­людов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы пе­реходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и воен­ной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени про­водили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Жен­щины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Тверь, Влади­мир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Ма­ленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев.

Почему же Русь покорилась? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каж­дый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на Рус­ской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.

Батый в 40-х гг. XIII в. основал огромное и пестрое"по составу го­сударство - Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя исконные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань,подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV в. Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от ханов постепенно слабела, и в 1480 г. русский народ окончательно освободился от чужеземного ига.

(Проследить по карте нашествие Батыя на Русь.)

Но не только монголы нападали на Русскую землю. В то время когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 г., король Швеции отправил большое войско против новгородцев.

Шведский военачальник Биргер привел войско в устье реки Невы и отправил послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ра­нил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру по­сле этой битвы дали прозвание Невского. А было князю Александру Ярославичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом И стал продвигать­ся к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, про­изошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.

Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топора­ми, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредо­точились основные силы - пехота и конница.

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в запад­не. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Александр Невский - великий человек. Он был причислен к лику святых. Во многих городах ему были поставлены памятники. Роль Алек­сандра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло солнце земли Русской».

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

· Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

· Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

· Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

· Какой первый русский город оказался на пути завоевате­лей? (Рязань.)

· Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на ше­стой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

· Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

· Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и раз­рушен.)

· Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

· Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шве­дов и немцев.)

· Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

· Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

· Под каким названием в историю вошла битва на льду Чуд­ского озера? (Ледовое побоище.)

· Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

· Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы ока­зались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Лекция №1.История возникновения письменности

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

    пиктографическое,

    идеографическое,

    слоговое,

    буквенно-звуковое.

Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо , изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

Русский алфавит имеет 33 знака , тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем.

Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так в латинском алфавите – 23 знака , в итальянском – 21 , чешском – 38, армянском – 39 .и т. д.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит появился около 16 в . до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове , переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.

Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит . Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.

Создание алфавита славяно-русской системы письма – «Кириллицы» относится к концу 9 началу 10 в . Творцами славянской азбуки на основе византийского письма были братья Кирилл (Константин Философ, имя Кирилл он принял не задолго до смерти) и Мефодий , уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, а воспитание и образование они получили греческое.

Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом. Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

с 14 века полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века ;

в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.

Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись , отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо . В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.

Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале 18 в . способствовала распространению грамотности и просвещения. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок старинной антикве. Новым шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. Первые книги нового образца были изданы в Москве в 1708году.

Тема: « История письменности» Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма, с его разными типами. 2. развивать речь учащихся, учить мыслить, рассуждать и доказывать. 3. Прививать любовь к истории. Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа по теме урока.

Нынче к нам на урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок-

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром.

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нём!

Мы сейчас её прочтём. (разворачиваю грамоту и читаю)

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие –угадай,

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь! (открываю крышку, а внутри разрезанные слоги слова письменность).

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

Какое же слово можно составить из этих слогов?

Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И всё же можно утверждать, что письменность- это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

Ребята, а вы что знаете об истории возникновения письменности?

Чтобы лучше познакомиться с историей письменности, нам нужно отправиться в каменный век, потому, что именно в то время, как утверждают историки, начинала зарождаться письменность. А отправиться в такое далекое путешествие мы с вами сможем только на машине времени. Не забывайте, что вы должны быть предельно внимательны и всё, что услышите, запоминайте и активно участвуйте в беседе.

Не боитесь отправляться в неизведанное место?

Ну, тогда в добрый час!

Перед вами машина времени. Итак, я нахожу кнопку пуска. Сядьте поудобнее! 5,4,3, 2, 1. Пуск».Отправляемся!!! (В это время звучит музыка сопровождающая полет)

Летим на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

Итак мы с вами оказались в нужном месте. Мы с вами перенеслись в каменный век. Прежде чем выйти из машины времени, запомните, что вокруг могут быть дикие звери, поэтому вести себя надо тихо, держаться всем вместе.

Ой, ребята, посмотрите, здесь, чьи - то следы (дети видят медвежьи следы)

Как вы думаете, каких диких животных могли бы быть эти следы?

А куда же ведут они? (Ребята видят пещеру, заходят в неё, а там на стенах царапины)

Садитесь, а я вам расскажу одну легенду. Было это очень- очень давно, когда люди жили в пещерах. По всей вероятности в легенде говориться о том времени, в котором мы находимся сейчас. Ну, так вот, в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко, ли как говорится в сказках, но древние люди каким, то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ, какие- то таинственные знаки. Но оказались, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, а следовательно с помощью изображения можно оставить какое-нибудь сообщение своему племени.

Так, например, на скале берегу реки можно было углём или мелом нарисовать вот такое изображение (показываю рисунок) 3 раза солнце, одну лодку и в ней 5 черточек: соплеменники понимали, что это значит

А вы бы как разгадали это сообщение?

А обозначало это следующее: « Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке»

Ученые историки именно так представляют начало дороги к письменности, т.е. с рисуночного письма, хотя ещё не совсем рисунки, но и не надписи.

Но вот племен становится все больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения. например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т.д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Сохранилось предание о « Живом « письме, которые посылали скифы персидскому царю Дарию.

Об этом вам расскажет Кайдалов Андрей.

Когда –то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить сводолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему « письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы.

Как вы думаете, что это могло бы значить?

Обрадованный царь так разгадал смысл письма: мышь живет в земле, лягушка в воде, птица в небе, а стрелы- это военная храбрость.

Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому. Если вы, персы не улетите, как птицы в небеса или подобно мышам, не скроетесь в земле или, подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падёте под удары наших стрел».

Как вы думаете, удобным ли бы такой способ сообщений?

А вы слышали такое выражение: « Завязать узелок на память».

Как вы понимаете это выражение?

А сейчас послушаем сообщение, которое нам приготовила Перепелица Таня.

Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди еще не умели писать. Узелки завязывали на веревке. Имело значение и место, где узелок завязан и цвет, и способ завязывания. Так что веревка с узелками- это тоже способ передачи информации. Разбираться в узелках тоже было дело мудреным И не всегда эти сообщения читались точно.

Такое узловое письмо у древних инков называлось кипу. Итак, как вы видите, ребята и рисуночное письмо и узловое, и живое письмо были не совсем удобно. Поэтому постепенно рисунки- значки, символы постепенно упрощаются, и становятся всё менее, похожи на конкретное изображение и всё более легкими в начертании.

Вот посмотрите, что напоминает вам это изображение? А, если его перевернуть?

В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал « Песнь о Гайавате»

Гайавата мудро правилсвоим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать ротомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было вам расскажет Кайкародцева Снежана.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой бересте.

Много сделал тайных знаков,

Все они изображают

Наши речи, наши мысли,

Белый круг был знаком жизни,

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей.

И всего, что населяет землю

Вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею

Для восхода – точку слева.

Для заката - точку справа,

А для полдня – на вершине

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре- время ночи,

А волнистые полоски- Тучи, дождь и непогоду.

Кончив труд свой Гайавата

Показал его народу

Разъяснив его значенье.

Такое письмо о котором рассказано в поэме и вы видите на рисунке, называется пиктографией.

А теперь, представьте, что вы ученые- историки и вам нужно разгадать вот такую пиктограмму, в которой первобытный художник рассказал маленькую историю. Как бы вы её поняли? (Работа по рисунку)

Пиктография давно уже стала историей, однако пиктограммы можно встретить и в нашей жизни. Подумайте, где вы встречали пиктограммы.

А вам самим не хотелось бы написать пиктограмму, побыть в роли древнего человека.

Задание 1 группе: Сообщить, что вы вдвоём идёте в лес за грибами.

Задание 2 группе: Сообщить, что вы идёте втроём заготавливать дрова для костра.

    Физминутка

« Первобытная почта»

    Продолжение изучение нового материала.

Работа по учебнику стр. 81.(проверка в виде игры « Продолжи рассказ»)

Слово» иероглифы» первоначально означало « Священные письмена»

Послушайте стихотворение Олега Таратутина « Иероглифы»

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят

Рыбы, звери, птицы, точки

Загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти!

Вот в квадрате лев скучает

Что же это означает?

Цапля гордая стоит-

Что она в себе таит?

Буква эта или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка,

Возле рыбы и цвет кА?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Задание такое: соотнести, рисунки, которыми раньше обозначали слова со словами в современном русском языке.

Была ещё одна древняя система письма- клинопись. Это написание мелких значков на глиняных табличках.

5. Закрепление.

Подведем итог в виде игры « Историческая азбука»

Итак мы с вами многое узнали об истории письменности, пора возвращаться домой. Выбираем программу, чтобы попасть обратно.

Ничего не понимаю! Что это? Написано: « Сбой программы» (Звучит музыка вбегает вирус.

Ха, -ха, -ха! Ишь, чего захотели! Попасть домой. Я помешаю вам это сделать, у вас ничего не получится.

А кто ты?

Я компьютерный вирус, создан специально для того, чтобы выводить из строя машины времени. Так, что ваш компьютер будет очень долго соображать.(Вирус поёт песню на мотив «Остров невезения» и убегает)

Что же делать?

Давайте попробуем антивирусную программу. Машина времени выдает нам вот что, нужно разгадать кроссворд.

Ребята, сегодня состоялась первая встреча с историей письменности. Дома, вспоминая и рассказывая родителям о чём мы сегодня говорили, подумайте: на чем могли писать люди в древности.

6. Итог урока.

Награждение учеников картинками с изображением древних человечков

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле