Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Один из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века. Искусство стало призванием. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.
«Золотая осень» 1895
«Золотая осень» 1896
Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа?
3) Что изображено на переднем плане?
4 ) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.
Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево.
5) Почему? Как вы думаете?
Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.
6) Что растет по берегам речки?
По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст
7) Почему осень на картине названа золотой?
8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана? В начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
9) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
10).Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие?
На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.
Составление плана.
Сколько будет частей в сочинении?
Как называются части
О чём будем рассказывать в первой части?
Какими словами можно начать?
Что будем описывать во второй части?
Что именно будем описывать?
Как начнёте описание?
О чём будем писать в третьей части?
Как можно начать заключительную часть?
(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
«Передо мной картина известного художника…»
(В ней будем описывать картину).
(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
О своих чувствах, об отношении к картине.
Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…
Мне эта картина нравится тем то…
1.Передо мной - картина известного художника…
2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)
На картине изображена ранняя осень…
3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…
Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные.
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6518/121447594.1d5/0_a2b3b_23bc06f3_XL.jpg
Репродукция 1895 года
http://www.art-catalog.ru/data_picture_new_2013/1/107.jpg Репродукция 1896 года
Примерное сочинение из материала
Капитоновой Ларисы Николаевны,
И.И. Левитан «Лесное озеро»
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Левитана «Лесное озеро». Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развивать навыки анализа картины; способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус; развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством Исаака Ильича Левитана, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.
Картинная галерея
Исаак Ильич Левитан жил и работал в России сто лет назад.
Он писал пейзажи - картины, изображающие природу.
В них он стремился передать настроения, переживания, которые вызывает у человека природа.
Картины И. И. Левитана хранятся в Третьяковской галерее
в Москве, в Русском музее
в Петербурге, в музеях других городов России.
Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца И.И.Левитана, увидим его картины.
Работа по картине И. Левитана «Лесное озеро»
Обратимся к картине.
– Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”.
«Унылая пора! Очей очарование!» - так писал об осени А.С. Пушкин. Осень вдохновляла поэтов и живописцев на создание шедевров. Особенно остро певцы природы ощущали красоту этого времени года вдали от города – в лесу, среди бескрайних полей, на берегу озера. Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана.
И.И. Левитан«Лесное озеро»
Что ты видишь на переднем плане картины, а что вдали?
Создаётся впечатление, что в картине растворяется передний план. Он расплывается в глубине озера, в котором отражаются вершины деревьев, окруживших его вокруг. Всё внимание зрителя приковывает глубина картины, то есть её задний план.
Какое время года и какое время дня изобразил художник? Объясни, почему ты так думаешь.
Художник изобразил осень. Преобладание тёмных тонов, даёт возможность сделать вывод, что это вечернее время заката. Жёлтые и освещённые закатными солнечными лучами сосны очерчивают округлые края берега.
Расскажи о воде озера. Всегда ли так ярко, как на картине И. И. Левитана, отражаются в воде берега?
В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. Этим автор пытался обратить внимание зрителя именно на главный его предмет, которому уделялось особое внимание при написании картины – к озеру.
Лесное озеро в глуши. Осенним небом дышит. И удивляться не спешит, Что лес прозрачнее и выше. Загадочно листвой шуршит. А ветер воду чуть колышет, Как будто он чего-то ищет, Или о чём-то говорит Но сонно озеро молчит. Возможно, ждёт чего-то свыше? Когда скользящие лучи, Коснутся волн, как мотыльки. Чтоб их живые огоньки, Как стаи птиц, ………………сорвались с крыши, Раскрасить хмурые деньки.
Лесное озеро
Наталья Мурадова
Какие краски использовал И. И. Левитан, создавая эту картину?
Какие чувства вызвала
у тебя эта картина?
Если бы ты попал на берега этого озера, что бы ты там делал?
Как ты думаешь, какие звуки мог бы ты услышать на берегу озера?
Какие ещё картины И. И. Левитана ты видел?
Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством.
Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной.
Когда-то в «Родной речи» Прошла с картиной встреча И в памяти яркА! Что может быть попроще? Берёзовая роща, Осинки, луг, река. Ах, «Золотая осень»! Красива неба просинь, Деревня вдалеке, Вода в реке светлеет, И озимь зеленеет. И так тепло щеке, И наплывают грёзы,
И. И. Левитан
Золотая осень. 1895 г.
Когда прижмусь к берёзе На миг один щекой. А сердце встрепенётся И радостно забьётся От красоты такой!
Иван Есаулков
И. И. Левитан Осень. 1897 г.
На первом плане слева ель Вошла ветвями в акварель. Правее образуют сетку Деревьев тонких, голых ветки. Кой-где хранят они листы. А краски нежны и чисты. Осенний день, спокойный, серый, В своей прозрачен атмосфере. Задумчивая тишина В пейзаже этом нам видна. В нём много грусти и печали. Пустынны берега и дали, Где то ли лес, не то холмы На фоне неба видим мы.
Вот, зритель, мы и посмотрели У Левитана акварели! И осень на одной видна – Как замечательна она! В картине очень поэтична, Очаровательна, лирична И выразительна река: Её пустынны берега, Засыпанные сплошь листвою; Река пленяет синевою.
Иван Есаулков
И. И. Левитан
Осень. Яркий день
Как хороша была работа Под лучезарно-ярким небом! Пейзажа русского раздолье! В картине на переднем плане Плетень, за ним пустое поле, А справа от плетня – поляна. Горят осенние деревья, За ними – избы и усадьбы. Закончит обмолот деревня – Тогда рекой польются свадьбы. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом. Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето!
Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом! Зажгли свои костры деревья, Пожар их небо отражает. Дождалась от полей деревня Невиданного урожая.
Снопы просушат, обмолотят – И снова люди будут с хлебом.
Иван Есаулков
Речевая подготовка
на переднем плане, здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху.
Г) Словарь
Составление плана сочинения
План.
1. Художник и его картина.
2. Описание картины И. Левитана ”Лесное озеро”.
3. Моё отношение к картине.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»
Картина «Лесное озеро» была написана И.И. Левитаном в 1889 году. На ней изображён осенний пейзаж.
В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. И.И.Левитан использовал холодные тона.
На переднем плане картины изображены высокие сосны с вечнозелёной хвоей. Они ярко отражаются с обрывистого берега в прозрачной воде озера.
Вдали по обоим берегам ярким золотом горит берёзовая роща. Воздух прозрачен и свеж. Лучи холодного осеннего солнца скользят по жёлтым, зелёным, пурпурным макушкам деревьев.
Эта картина вызвала печальное чувство прощания с летом.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»
Широко раскинулось озеро на картине И.И. Левитана. В нём, как в зеркале, отражаются деревья. Вдоль берега, как большая дружная семья стоят сосны. Большие сосны, как папы, мамы, бабушки и дедушки, а маленькие - это малыши.
На заднем плане - деревья, как - будто села Жар - птица и распустила свой красочный хвост. А на правом берегу, где темно, деревья играют в прятки с солнцем. Глядя на эту картину, я попал в этот тихий, сказочный мир. Я услышал пение птиц, шуршание листьев и легкие всплески воды. Так и сидел бы и слушал эту волшебную песню природы.
Список использованных источников
http://stihi.ru/2010/09/27/2195
http://www.stihi.ru/2012/10/02/5921
http://www.stihi.ru/2013/09/29/2005
http://www.stihi.ru/2012/09/19/3154
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г. Моздока
Сук Наталия Ивановна
Разделы: Русский язык , Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Ход урока
Постановка учебной задачи.
Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как оно помогает нам познать окружающий мир.
(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан».
Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.
(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».
Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства, эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». (Звучит запись отрывка произведения.)
(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.
(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.
Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.
Ученик читает отрывок из стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы).
(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.
(Приложение. Слайд 6) Словарно-орфографическая работа.
(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.
(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)
Написание сочинения.
Литература:
«Сочинение про осень» - Осенью очень красиво. Лето было весёлым и пролетело быстро. Я люблю осень. Поздняя осень. Я обожаю осень. Времена года. Вот и наступила осень. Я очень люблю осень. Наступила осень. За что я люблю осень. Особенное чувство.
«Сочинение о зиме» - Самостоятельная работа. Чтение сочинений. Для нас зима – это, прежде всего, снег. Орфографическая подготовка. Какие изменения произошли в городе зимой. Какие чувства вызывает у нас красота русской зимы. На что похожи зимние деревья и кусты. Составление плана. Сочинение по наблюдениям «Зимний город». Прочитайте заголовок. Расскажите о зимних забавах детей. Речевая подготовка. Орфографическое чтение.
«Сочинение «Конец зимы. Полдень»» - Что собираются делать люди. Константин Федорович Юон. Изба старая, ветхая. Июль. Опорная лексика. Что служит фоном картины. «Милое Лигачево». Летний день. Передний план картины. Мартовское солнце. Зима. Приволье. Сочинение по картине. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона. Репродукция картины К.Ф. Юона. К.Ф. Юон. Юон любил радость и красоту в природе и жизни. Волшебница-зима. Троицкая лавра зимой.
«Сочинение по картине Попова «Первый снег»» - Небо. Игорь Александрович Попов. Дневник. Средства художественной выразительности. Формирование умения вести дневниковые записи. В.Д.Поленов «Ранний снег». И.Шишкин «Зима». Первый снег. Раннее утро. Е.Е.Волков «Ранний снег». И.И.Шишкин «Первый снег». А.А.Пластов «Первый снег».
«Сочинение по картине Левитана «Март»» - Произведение искусства. Словарная работа. Картины. Левитан. Русский художник. Грустный художник. Взгляните на небо. Настроение картины. Злой сторож. Начиналась весна. Давайте посмотрим на картину в целом. Картина И. И. Левитана «Март». Снег. Перелом. Высокий берег. Попробуйте определить цветовую гамму картины. Деревья. Новая картина. Нравится ли вам картина. Левитан не любил Солнце. Картина “Март”.
«Описание картины Левитана «Золотая осень»» - Пейзаж "Золотая осень". Опишите свои ощущения. Картина. Художник. Разговор воды и деревьев. Исаак Ильич Левитан. Попробуйте «войти» в картину. Золотая осень. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Зритель. Осень.
В четвёртом классе много работ по развитию речи. В своей работе я часто использую презентации.
4 класс «Школа России» Русский язык
Сочинение по картине
И.И.Левитана
« Золотая осень»
Всем ребятам дан звонок,
он зовёт нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Ответьте на вопросы:
Какое сейчас время года?
Какие признаки осени вы знаете?
Какие стихи об этом времени года вы знаете?
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны.
В пурпуре осинки,
Только дуб – зелёный.
(Е. Трутнева)
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
И.И.Левитан « Осень. Октябрь »
И.И.Левитан «Осень. Река »
И.И.Левитан
«Осенний пейзаж»
Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Е. Благинина
Художник-
Пейзажист
Мастер кисти
Живописец
Картина-
Пейзаж
Полотно
План
Замените неточные слова:
Солнечные лучи природу.
Молодые березки сплошь золотистой листвой.
Розоватые легкие облака плавают по нежно-голубому небу.
освещают
покрыты
плывут
Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы
ле.кие
тра.ка
пр.хладный
т.чение
б.л.ствольные
р.зн.цветная
Распространите предложения
Пришла осень.
Течет река.
Синеет небо.
Падают листья.
3. Что вы видите на переднем плане? 4. Что вы видите вдали?
( На переднем плане картины…)
опорные слова
с медленным течением
5. Мои чувства и отношение к картине.
(Эта картина вызывает…)
опорные слова:
Двадцать четвёртое сентября.
Сочинение.
«Золотая осень».
Итог урока
Домашнее задание
Т. с. 19, Упр. 2