Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Пастушка и трубочист
Искусство керамики
Что же такое керамика… Керамика (греч. κέραμος - глина, глиняная посуда) - изделия из неорганических материалов: глины, полевого шпата и кварца, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Глинистый минерал – каолинит: Al 2 O 3 x 2SiO 2 x 2H 2 O
Использование глинистых материалов Получение строительных материалов – черепиц, кирпича Производство цемента Получение из цветных глин пигментов (охры, умбры) Сыграли свою роль в становлении письменности. Древние люди писали пиктограммы на глиняных табличках Изготовление посуды: горшков, тарелок, кувшинов и т.д. Изготовление памятников искусства
Самые древние гончарные изделия найдены в Китае, их возраст составляет примерно 11 тысяч лет. Ваза эпохи династии Цин, к примеру, оценивается в сумму, превышающую 80 миллионов долларов (2480000000 руб.)
Венера Милосская
Микеланджело «Давид»
Огюст Роден «Мыслитель»
«Пиета» - изображение Девы Марии. Микеланджело высек композицию из цельного куска мрамора.
«Цезарь Август».
Статуя «Правосудие»
«Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона
Статуя «Гермес» - единственный известный шедевр древнегрече-ского скульптора Праксителя
Терракота Терракота (от итал. terra - земля, глина и cotta - обожжённая) - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, горшки, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Майолика Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Изделия покрывают соляной глазурью (в топку раскалённой печи вводят каменную соль NaCl и водяной пар
Фаянс Фаянс (фр. faience , от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.Высшим сортом фаянса считается Опак. От фарфора отличается большим содержанием глины до 85%, более высокой пористостью, водопоглощаемостью (до 20%) и меньшей механической прочностью
Фарфор – благородная керамика Фарфо́р (тур. farfur , fağfur , от перс. faghfur) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины
Гжельский фарфор Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Для подглазурной окраски фарфора применяют оксид кобальта (синь Тенара): CoAl 2 O 4 x Al 2 O 3
Советы коллекционерам Как отличить настоящий коллекционерный фарфор от подделки? Как правило, на донце фарфоровых изделий находится мануфактурная марка, по которой можно установить время и место их происхождения. Эти марки чаще всего исполнялись огнеупорными красками (синей, марганцевой или чёрной). На другой керамие марка вырезана или оттиснута.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...
Урок изобразительного искусства "Греческая керамика" 5 класс.
Урок "Греческая керамика" проводится на заключительном этапе темы "Декоративное искусство Древней Греции".Знакомит со стилями и сюжетами росписи древнегреческих ваз....
План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».
Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики. ...
Сырье и общая технология получения керамических материаловОсновным сырьем для производства керамических материалов
служат глинистые минералы, представляющие собой осадочные,
пластовые породы, состоящие из водных алюмосиликатов с
различными примесями.
Технология производства керамических материалов основана на
следующих свойствах глин:
высокодисперсность частиц (от 0,01 мкм до 1 мм), способных
образовывать формовочные смеси различные по степени пластичности;
высокая
гидрофильность,
обеспечивающая
получение
высокоподвижных (литых), однородных, нерасслаивающихся смесей;
высокая водоотдача при сушке, сопровождаемая повышением
прочности и незначительными деформациями;
способность спекаться при температуре 1000 - 13000С с
образованием прочного, водостойкого материала.
Приготовление шликера идёт в три фазы:
Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)
Работа на ножном гончарном круге. Изображение на керамической плитке.
КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.
История отечественной керамической плитки
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Керамика (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. КЕРАМИКА фарфор фаянс майолика гончарная керамика
3 слайд
Описание слайда:
Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 - 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования.
4 слайд
Описание слайда:
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами.
5 слайд
Описание слайда:
ГЖЕЛЬ Старинный гончарный промысел, расположенный недалеко от Москвы, самый крупный из всех художественных промыслов. Сувенир "Сани". Гжельский фарфор.
6 слайд
Описание слайда:
Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. КУМГАН КВАСНИК «напейся – не облейся»
7 слайд
Описание слайда:
СКОПИНО Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Первое упоминание о Скопинском гончарном промысле встречается в 1640 году. Свой неповторимый стиль искусство скопинских мастеров приобрело к 1860 годам.
8 слайд
Описание слайда:
До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX - начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».
9 слайд
Описание слайда:
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ История русской глиняной игрушки начинается со II тысячелетия до н.э.
10 слайд
Описание слайда:
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства - слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла. Возник в XV-XVI веках.
11 слайд
Описание слайда:
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
12 слайд
Описание слайда:
Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА
13 слайд
Описание слайда:
Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.
14 слайд
Описание слайда:
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
15 слайд
Описание слайда:
Каргопольская игрушка выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан, лошадки и другие животные. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты. Это композиции, например, такой тематики: «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка», «Репка» и так далее.
17 слайд
Описание слайда:
После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку. Фигурки игрушек разнообразны - это барыни, всадники на конях и множество зверушек. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко.
18 слайд
Описание слайда:
ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА Русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Особенность этой игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
19 слайд
Описание слайда:
Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» с помощью алюминиевого порошка.
20 слайд
Описание слайда:
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
21 слайд
Описание слайда:
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.
22 слайд
Описание слайда:
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, и т.д. Медведь с зеркалом
23 слайд
Описание слайда:
СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
24 слайд
Описание слайда:
Искусствоведы делят эту народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской. Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.