Современное изобразительное искусство башкортостана. Наивное искусство

Наивное искусство, наив - (англ. naive art) - одна из областей искусства примитива XVIII- XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII - XIX вв. неизвестных художников.

«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.

Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.

Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.

Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.

Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.

Одна из сторон наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно – настоящее. Оно доступно любому – ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.

У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.

Вы наверняка видели картины этих художников. Кажется, будто их нарисовал ребенок. На самом же деле их авторы - взрослые люди - просто не профессионалы. В живописи наивное искусство зародилось примерно во второй половине XIX века. Поначалу к нему не относились серьезно, да и вообще не считали искусством. Но со временем отношение к данному стилю кардинально изменилось.

Знакомьтесь: «наив»

Итак, что же принято называть наивным искусством? В живописи этим термином обозначают особый художественный стиль, творчество народных мастеров и самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность в видении окружающего мира. Такое определение дает Энциклопедия искусств. Впрочем, оно также присутствует в скульптуре, архитектуре, графике.

Наивное искусство (или «наив», как его еще нередко именуют) - направление не такое уж и новое. Еще в XVII веке в Европе непрофессиональные художники создавали свои «примитивные» шедевры. Однако всерьез эти картины никто не рассматривал. В самостоятельный художественный стиль наивное искусство выделилось лишь к началу ХХ века.

Корни «наива» принято искать в иконописи. Вы наверняка видели такие иконы в каком-нибудь сельском провинциальном храме: они непропорциональны, примитивны, невзрачны, однако невероятно душевны. Черты наивного искусства можно отыскать и в так называемых фигурах - скульптурных изображениях на религиозную тематику. Такие изваяния принято устанавливать возле католических костелов и церквей (см. фото).

Наивное искусство и примитивизм - это одно и то же? На этот счет у искусствоведов существует три разных мнения:

  1. Да, это тождественные понятия.
  2. Наивное искусство - одно из направлений примитивизма.
  3. Это разные понятия. Если «наив» - творчество непрофессионалов и любителей, то примитивизм является упрощенным, стилизованным творчеством профессиональных мастеров.

Основные черты стиля

Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран и народов. Попробуем выделить самые главные черты этого художественного стиля. Прежде всего к ним относятся:

  • отсутствие профессиональных (академических) навыков рисунка;
  • яркость цветов и образов;
  • отсутствие линейной перспективы;
  • плоскостность изображения;
  • упрощенная ритмичность;
  • ярко выраженные контуры объектов;
  • обобщенность форм;
  • простота технических приемов.

Стоит отметить, что произведения наивного искусства весьма разнообразны по своей индивидуальной стилистике. Тем не менее почти все они оптимистичные и жизнеутверждающие по духу.

География наивного искусства

Подавляющее большинство известных художников-наивистов - это обычные люди, живущие в деревнях или же небольших городках. Как правило, они зарабатывают на жизнь физическим трудом, а творят - в свободное от работы время. Нередко страсть к рисованию просыпается в зрелом или преклонном возрасте.

Наивное искусство зародилось во Франции, но затем приобрело небывалую популярность за океаном - в США. Еще в конце XIX века картины наивистов в этой стране собирали для музейных и приватных коллекций. В России же это направление начало серьезно развиваться лишь в 80-90-е годы прошлого столетия.

Рассказывая о наивном искусстве, нельзя не упомянуть о так называемой Хлебинской школе. Это условное название для нескольких поколений крестьянских художников из села Хлебине, что на севере Хорватии. У истоков Хлебинской (Подравской) школы стоял, как ни странно, академический художник Крсто Хегедушич (1901-1975). Ее мастера довели до совершенства технику рисования по стеклу. Для Хлебинской живописи характерны мотивы из повседневной деревенской жизни.

Главные музеи «наива»

«Наив - это состояние души» (Александр Фомин).

Среди всех музеев наивного искусства в мире следует особо выделить три: Парижский, Московский и Загребский.

С 1985 года у подножия холма Монмарт в здании бывшего текстильного рынка действует Парижский музей примитивизма. Своим возникновением и существованием он обязан французскому издателю Максу Фурни. Благодаря усилиям последнего было собрано ядро нынешней коллекции, которая сегодня насчитывает свыше 600 полотен.

Московский музей наивного искусства существует с 1998 года. Он расположен в старинном каменном особняке по адресу: Союзный проспект, 15 а. Сейчас в музее насчитывается около 1500 работ. Так как места в небольшом здании мало, то экспозиции меняются едва ли не ежемесячно.

Свой музей «наива» и примитивизма есть и у хорватской столицы - Загреба. Он находится в Верхнем городе, на площади Марка. В его экспозициях представлены работы двадцати хорватских художников, в частности, Ивана Генералича и Ивана Рабузина.

Еще один своеобразный образец «наива» расположен в северной Румынии. Это так называемое «Веселое кладбище» в селе Сэпынца. Здесь можно увидеть сотни красочных надгробий с поэтическими текстами и оригинальными рисунками.

Наивное искусство: картины и художники

Территориально в развитии «наива» и примитивизма можно выделить три региона: США, Западная Европа и Балканы. Наиболее известные представители наивного искусства в живописи - художники второй половины XIX - ХХ веков, в числе которых:

  • Анри Руссо (Франция).
  • Иван Лацкович-Кроата (Хорватия).
  • Иван Рабузин (Хорватия).
  • Мария Примаченко (Украина).
  • Бабушка Мозес (США).
  • Норваль Мориссо (Канада).
  • Екатерина Медведева (Россия).
  • Валерий Еременко (Россия).
  • Михай Даскалу (Румыния).
  • Ради Неделчев (Болгария).
  • Стейси Лавджой (США).
  • Саша Путря (Украина).

Давайте поближе познакомимся с творчеством вышеперечисленных мастеров «наива».

Основоположником наивного искусства в живописи считается Анри Руссо, служащий таможни, который после выхода на пенсию решил посвятить себя изобразительному творчеству. Он украшал свои полотна неуклюжими человеческими фигурами и забавными зверушками, не особо беспокоясь о перспективе. Первым по достоинству оценил творчество Руссо его современник Пикассо. А Поль Гоген, увидев картины Анри, воскликнул: «Это истина и будущее, это - настоящая живопись!»

Иван Лацкович-Кроата

Лацкович-Кроата - один из учеников Хегедушича. Помимо живописи, он также занимался общественной и политической деятельностью, принимал активное участие в борьбе Хорватии за независимость в начале 90-х, дважды избирался депутатом в хорватский парламент. На своих полотнах Иван Лацкович чаще всего изображал натюрморты, сцены из деревенской жизни, детализированные пейзажи.

Иван Рабузин - еще один хорватский художник, и еще один видный представитель наивного искусства в живописи. Его картины нередко называют райскими. Самого же Рабузина искусствовед Анатолий Яковский наградил званием «величайшего наивного художника всех времен и народов». Пейзажи Ивана Рабузина воплощают в себе чистоту, внеземную красоту и гармонию. Почти все его картины украшают диковинные деревья и фантастические цветы. Причем все объекты на полотнах Рабузина, будь то холмы, леса или облака, стремятся к некой шарообразности.

Мария Примаченко

Гениальная украинская художница Мария Примаченко родилась и прожила всю жизнь в крохотном селе Болотня под Киевом. Рисовать начала в 17 лет, расписывая соседские хаты. Талант Марии заметили еще в конце 30-х годов. Ее работы побывали на выставках в Париже, Монреале, Праге, Варшаве и других городах. За всю свою жизнь художница создала не менее 650 картин. В основе творчества Марии Примаченко - волшебные цветы и нереальные, выдуманные ею же животные.

Мозес Анна Мэри

Бабушка Мозес - известнейшая американская художница, всемирно признанная икона наивного искусства. Она прожила 101 год, оставив после себя сотни ярких, красочных и жизнерадостных полотен. Уникальность Бабушки Мозес в том, что она впервые начала рисовать в 76 лет. Известной художница стала лишь в конце 1930-х, когда именитый коллекционер из Нью-Йорка случайно увидел в окне аптеки один из ее рисунков.

Центральными сюжетами в картинах Анны Мэри Мозес являются деревенские пасторали, бытовые сцены из жизни фермеров, зимние пейзажи. Максимально емко творчество художницы охарактеризовал один из критиков в следующей фразе:

«Привлекательность ее картин заключается в том, что в них изображен тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».

Норваль Мориссо

Норваль Мориссо - канадский художник-примитивист индейского происхождения. Родился в племени оджибва в окрестностях Онтарио. О себе он писал так: «Я - художник от природы. Я вырос на историях и легендах моего народа - и я рисовал эти легенды». И этим, по большому счету, все сказано.

Любопытный факт из биографии художника: в 1972 году во время пожара в гостинице города Ванкувера Норваль Мориссо получил серьезные ожоги. В тот момент, по словам самого Норваля, ему явился Иисус Христос. Впоследствии он стал для него новой путеводной звездой в творчестве. Художник начинает активно рисовать библейских персонажей, удивительным образом вплетая их в канву традиционных индейских мотивов.

Екатерина Медведева

Екатерина Медведева - художник-самоучка родом из деревни Голубино Белгородской области, один из самых ярких представителей современного русского «наива». Впервые взяла в руки кисть в 1976 году, а уже в начале 80-х годов в московской прессе стали появляться заметки о «новом народном таланте». На то время Катя Медведева работала обычной санитаркой в доме престарелых. В 1984 году работы художницы отправились на выставку в Ниццу, где произвели настоящий фурор.

Валерий Еременко

Еще один талантливый художник-примитивист из России - Валерий Еременко. Родился в Семипалатинске (Казахстан), учился в Ташкенте, сегодня живет и работает в Калуге. На счету у художника - более десятка различных выставок, его работы экспонируются в Калужском музее изобразительных искусств, Московском музее наивного искусства, а также хранятся в многочисленных частных коллекциях. Картины Валерия Еременко яркие, ироничные и невероятно живые.

Михай Даскалу

Жизненные, бесхитростные и очень сочные сюжеты - вот основные черты в творчестве румынского наивного художника Михая Даскалу. Главными героями его картин являются люди. Здесь они пляшут, поют, играют в карты, собирают грибы, ссорятся и влюбляются… В общем, живут полноценной мирской жизнью. Через свои полотна этот художник будто бы пытается донести нам одну-единственную мысль: вся красота - в самой жизни.

Особым символизмом в работах Михая Даскалу наделены деревья. Они присутствуют почти на всех его картинах. То в виде основных сюжетных фигур, то в качестве фона. Дерево в творчестве Даскалу, собственно, и символизирует собой человеческую жизнь.

Ради Неделчев

Ключевым объектом в творчестве болгарского художника Ради Неделчева является дорога. То ли это обычная сельская грунтовка, поросшая спорышом, то ли каменная мостовая старинного города, то ли едва заметная тропинка, по которой уходят в снежную даль охотники.

Ради Неделчев - общепризнанный мастер в мире наивного искусства. Его полотна широко известны далеко за пределами скромной Болгарии. Неделчев учился в школе живописи в городе Русе, а затем отправился за европейским признанием в Швейцарию, где провел свою персональную выставку. Ради Неделчев стал первым болгарским художником, картины которого попали в Парижский музей примитивного искусства. Работы автора побывали в десятках крупных городов Европы и мира.

Стейси Лавджой

Современная американская художница Стейси Лавджой получила признание благодаря своему неповторимому стилю, в котором черты «наива», абстракционизма и футуризма смешались в один яркий и сногсшибательный коктейль. Все ее работы - это, по сути, отражение реального мира в неком абстрактном зеркале.

Саша Путря

Александра Путря - уникальная художница из Полтавы. Она начала рисовать в три года, будто бы предчувствуя свой ранний уход из жизни. Умерла Саша в возрасте одиннадцати лет от лейкоза, оставив после себя 46 альбомов с карандашными и акварельными рисунками, набросками, шаржами. В ее многочисленных работах присутствуют антропоморфные животные, сказочные персонажи, а также герои популярных индийских фильмов.

В заключение…

Это искусство принято называть наивным. Но если внимательно ознакомиться с работами видных представителей стиля, возникает закономерный вопрос: настолько ли наивны их авторы? Ведь «наивный» в данном случае вовсе не значит «глупый» или «невежественный». Эти художники попросту не умеют, да и не хотят рисовать по общепринятым канонам. Они изображают мир так, как чувствуют его. В этом и заключается вся красота и ценность их картин.

27.09.2011 22:00

В се чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство .

Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.

Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?

Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.

Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивный" художник отличается от "не-наивного", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.

Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.

При всем этом следует отметить что, многие авангардные художники, такие, как Пабло Пикассо, Робер Делоне, Кандинский и Бранкуси, уделяли особое внимание искусству детей и умалишённых. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.

Творчество наивных художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.

Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Надежда Подшивалова . Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.

Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.

И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах.

Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В.Пацюков). В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.

В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.




naive art

В 20 в. все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вовсе. Это творчество художников -любителей, или т.н. художников выходного дня . Их творчество называют наивизмом или примитивизмом. Первый наивист принятый всерьез, был француз, служащий таможни Анри Руссо (1844 – 1910), который посвятил себя живописи, выйдя на пенсию. Его картины изображали то события повседневной жизни, то полные фантазии образы дальних стран, пустынь и тропических лесов. В отличие от многих позднейших наивистов, Руссо был непритворно наивен, он верил в свое призвание и писал свои картины с неуклюжими, беспомощно нарисованными и забавными человеческими и звериными фигурами, не испытывая сомнений.

Не заботился он и о перспективе. Но сочетания цветов в его картинах красивы, а простота и непосредственность придают им большое обаяние. Это заметили уже в начале века кубисты во главе с Пикассо, они первыми стали поддерживать наивизм.

Другой выдающийся наивист, который так и не дождался признания при жизни, был грузин Нико Пиросманашвили (1862 – 1918).

На картинах этого самоучки мы видим животных, пейзажи, жизнь простых людей: труд, праздничные пиршества, ярмарочные сцены и т. п. Сильная сторона творений Пиросманашвили – великолепная красочная гамма и ярко выраженная грузинская национальная самобытность.

Музей наивного искусства в Париже

Большая часть наивистов – это люди, живущие в захолустных уголках, в маленьких городах или деревнях и лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Даже в технически беспомощных работах наивистов сохранена та свежесть чувств, к которой стремится и высокое искусство, поэтому наивизм привлекал и профессиональных художников.

Примечательна судьба наивизма в Америке. Там уже в XIX в. к нему относились серьезно и работы наивистов собирали для музейных коллекций. В Америке было мало художественных школ, большие художественные центры Европы были далеко, но у людей не ослабевало стремление к красоте и желание запечатлеть в искусстве свое жизненное окружение. Выходом стало искусство любителей.






Наивное искусство (naive art) - одно из направлений примитивизма, которое характеризуется наивной простотой техники, анти-академическим подходом к живописи, свежестью взгляда и оригинальностью манеры исполнения рисунков. Непризнаваемый и поначалу преследуемый за «варварское» отношение к каноноам живописи, арт-наив в итоге выжил и занял достойное место в истории мировой культуры. В творчестве художников, работающих в этом жанре, не редко присутствуют бытовые сцены, связанные с едой, что, естественно, не могло не заинтересовать наш тематический сайт.

Следует сказать, что корни жанра «naive art » уходят далеко в глубину веков. Первыми образцами наивного изобразительного искусства можно считать наскальные рисунки, найденные в пещерах Южной Африки. (Уверены, что рисунки древнего охотника скорее воспринимались окружающими в качестве меню, а не живописи 🙂).

Гораздо позже греки, обнаружив к северу от Черного моря скифские статуи «каменных баб», тоже сочли их примитивным «варварством» из-за нарушения пропорций тела, которые в древнегреческой культуре характеризовали гармонию и красоту. Вспомните хотя бы «золотое сечение» Поликлета.
Тем не менее, «правильность» классического искусства постоянно продолжала подвергаться партизанским нападкам народного творчества. И вот, после свержения господства Рима в большинстве стран Европы, изобразительное искусство, сделав галс, сменило курс от совершенства в сторону поиска выразительности. В роли средства для достижения этой цели весьма подходила оригинальность и самобытность бывшего изгоя и аутсайдера, которым считалось наивное искусство.
При этом нельзя игнорировать тот факт, что выдающиеся художники «арт-наива» никогда бы не получили мирового признания, если бы их идеями и стилем не заинтересовались европейские художники, вроде Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоана Миро, Макса Эрнста и других. Это они поддержали «восстание против романтики классицизма ».
В поисках «пятого элемента» изоискусства, они, вроде средневековых алхимиков, пробовали иррационально оперировать чудом и загадкой, смешивая на своих картинах авангардизм и дикую природную первозданность, которая произростала из недр затерянного «примитивного» мира Африки, а так же Центральной и Южной Америки.
Общеизвестно, что Пабло Пикассо подробно исследовал африканский стиль «примитивного искусства», изучал подлинные маски и скульптуры, привезенные оттуда, чтобы постичь творческое подсознательное начало «черного континента» и воплотить его в своих работах. Что во многом и определило его фирменный асимметричный стиль. Даже на , он использует приемы диспропорции.
Портрет этого испанского новатора-живописца был своеобразно выполнен колумбийским художником, которого в программе ВВС 2007 года самого окрестили «Пикассо Южной Америки «.


Бывший иллюстратор Фернандо Ботеро Ангуло (1932 г.р.) стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Это отворило ему двери в Европу, где и началась крутая карьера этого самобытного художника и скульптора, творчество которого впоследствии повлияло на многих апологетов наивного искусства. Чтобы увидеть это, можно сравнить его картины с работами некоторых современных коллег по арт-наиву. Чтобы не отвлекаться от «продуктовой» тематики, возьмем одну из излюбленных тем Ботеро – пикники .

Один из старейших художников-примитивистов, лидер хорватского наивного искусства — Иван Генералич (1914- 1992). Отсутствие профессиональной выучки, крестьянское происхождение и сельская тематика картин, не помешали ему с 1953 года получить признание во всей Европе. Крестьянская жизнь предстает в его работах как бы увиденной изнутри, что придает им удивительную экспрессию, свежесть и непосредственность.

Картину, где под Эйфелевой башней хорватский дедушка пасет коров, можно счесть скрытной усмешкой в адрес парижского бомонда, стоит только глянут на фото автора: скромная закуска из колбаски, хлеба и лука, разложенных на табуретке; кошелка на дощатом полу, одет в потертую дубленку… Генералич по жизни непритязателен и мудр. Французский романист Марсель Арлэн писал про него:» Он рожден землей. Он обладает мудростью и очарованием. Ему не нужны учителя.»

Многие художники современного «наивного искусства», кажется, не избежали очарования произведений предшественников. Но, при этом, в непосредственность художественного выражения, присущую арт-наиву, они привносят неведомые западным европейцам элементы «соцкульта». Как пример, приведем несколько декоративных жанровых сценок белорусской художницы Елены Наркевич , много лет назад эмигрировавшей в Испанию. Ее картины — ироническая реконструкция идеализированного мира, приснопамятного общего прошлого, хорошо знакомого всем жителям бывшего СНГ. Они переполнены ностальгическими флюидами исчезающей эпохи соцреализма с запахами кухни, где готовят оливье и суетятся хозяйки в ожидании гостей, где дачи заменяют загородные дома, а пикники называются вылазками на природу.

И хотя в работах Елены Наркевич присутствует большинство формальных признаков жанра «наивного artа», вроде искажений в геометрических аспектах, нерафинированность цвета на композиционных планах, утрированные пропорции фигур и прочие маркеры арт-наива, но эксперты относят подобные произведения к псевдо-наивному искусству или «искусственно наивному », — когда художник работает в подражательной манере. (Еще одну черту наивного искусства — нарочитую «детскость» изображения – довела до коммерческого совершенства художница Евгения Гапчинская ).

В схожей с манерой Елены Наркевич пишет свои картины художница родом из Донецка — Анжела Джерих . О ее творчестве мы уже рассказывали в .


Внутренний мир рисунков Анжелы Джерих иногда сравнивают с магией изображения персонажей в фильмах Феллини. Художнице удаются иронические и, в тоже время очень любовные, «иллюстрации ушедшей эпохи» соцреализма. В дополнение к этому, Анжела обладает элегантной фантазией и может по-пушкински фиксировать «прекрасные мгновенья» жизни.

О ее коллеге по «арт-наивному цеху», московском художнике Владимире Любарове , мы тоже рассказывали. Серия его работ под названием «Едоки », хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но эту «гастрономическую реальность» он не выделяет саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. . Там же можете ознакомиться с его забавными и душевными картинами. (Или на его персональном сайте www.lubarov.ru).


Если Любаров от цивилизации сбежал в поселок, чтобы там рисовать свои картины и заниматься натуральным хозяйством, то «наивный художник» Валентин Губарев из Нижнего Новгорода переехал в Минск. (Словно для того, чтобы восполнить потерю от эмиграции Елены Наркевич 🙂).

Картины Валентина Губарева, о которых обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах - множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но, как точно подмечают ценители его картин: “много всего, но ничего лишнего”. За страсть к мелкой деталировке картин его называют «белорусским Брейгелем ». Сравните сами – слева Брейгель в оригинале, а справа одна из сотен схожих картин Губарева. (Кстати, ювелирно используя миниатюры, Брейгель на своей картине изобразил 118 пословиц из скандинавского фольклора).

В целом, возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и подъемом массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Эти веяния коснулись многих художников Европы, Америки и России.

Нельзя не упомянуть о ярком представителе искусства наива и примитивизма на рубеже XIX-XX веков, французском художнике Анри Руссо . Его картины вообще сложно охарактеризовать словами из-за буйства фантазии и несравнимой ни с кем манеры рисунка. Живописью он стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. Часто рисовал экзотические джунгли, которых никогда в жизни не видел. Не обращая внимания на многочисленные упреки, что «так может рисовать и ребенок», Руссо шел по тропе своего призвания. В результате его настойчивость оказалась тем архимедовым рычагом, который перевернул мир изобразительного искусства: гений Анри Руссо признали, а новое поколение художников перехватило у него палочку эстафеты.

Черты примитивизма были присущи и творчеству великих французских живописцев, Полю Гогену и Анри Матиссу . Только посмотрите на гогеновских «Таитянок с манго» или на бурную «Радость жизни» Матисса: вылазка на природу в полном разгаре. (Недаром Матисс был фовистом).


В России были свои группы приверженцев стиля наивного искусства. Среди них участники творческих сообществ «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и другие.

Одним из гениев примитивизма по праву является Нико Пиросмани . Этот художник-самоучка из маленькой грузинской деревни перебивался нищенским доходом, торгуя молоком. Свои картины он часто дарил покупателям или отдавал перекупщикам в надежде выручить немного денег. Веселые застолья, сцены крестьянской жизни, природа — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Все пикники и празники на его картинах обладают характерными национальными особенностями. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, а его пиры и застолья говорят о мгновениях радости земного бытия.

Можно и дальше продолжать приводить примеры, но даже из маленького экскурса становиться очевиден мультикультурный феномен наивного искусства. Подтверждением тому могут быть сотни музеев и галерей, где хранятся картины «наивных художников». Или суммы продаж произведений naive artа, исчисляемые в сотнях миллионов долларов.

Жанр примитивизма оказался живучим и адаптируемым, как все простейшие в природе. Развивалось наивное искусство не благодаря академическим «искусственным» наукам (художники арт-наива зачастую не имели образования), а скорее вопреки, ведь средой зарождения и обитания наивного искусства являются глубоко природные, малодоступные ученым и критикам явления, где царит всемогущий гений Человека.

В случае с произведениями жанра naive art , мы полностью солидарны с выражением Луи Арагона: «Наивно считать эти картины наивными

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле