Эмоциональная оценка действия. Эмоции и оценка

Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они «отчитываются» перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом. На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремлением выполнить общественно значимую деятельность - с другой стороны, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слёз переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Малышам важно чтобы оценка была общепризнанна.

От отношения родителей и учителей к ребёнку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Всё это влияет на развитие личности.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.

Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведёт к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональны реакции. Фельдштейн отмечает, что детей 10-11 лет отличает своеобразное отношение к себе: около 34% мальчиков и 26% девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные отмечают у себя и положительные черты, хотя отрицательные все равно перевешивают.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний (радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия);

3. В процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием;

4. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменной настроения;

5. Эмоциональными факторами для младших школьников является не только общение со сверстниками и игры, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителям и родителями;

Влияние оценки на эмоциональное состояние подростков

Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям.

В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого переноса оценок взрослого на самооценку. Ребёнок всё больше опирается на свои внутренние критерии, сравнивает себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает возможность занять им в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять в классе за счет проявления других качеств, значимость оценки падает.

Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте нередко возникают разнообразные нарушения, в том числе и в учебной деятельности. В подавляющем большинстве, эти нарушения связаны с проблемами в общении с кем-то из значимых для подростка людей (родителей, сверстников, учителей) Оценка в подростковом возрасте выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками.

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1. Очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлениям своих чувств, странностью: они горячо берутся за интересное дело, отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками: в частности, подростки долго не забывают обиды;

3. Повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющаяся в тревожности. Она вызывает различные эмоции, в том числе страх показаться смешным;

4. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых. Они бояться быть отверженным группой.

Влияние оценки на эмоциональное состояние старшеклассников

В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Выбор профессии в этом возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Более того выбор профессии оказывает влияние не только на возникновение интереса к соответствующим школьным знаниям, но и на его характер; он вызывает, например, интерес старших школьников к тому, как добываются знания, как устанавливаются те или иные факты и закономерности.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то его отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему предмету.

В этом возрасте притупляется острота восприятия сверстников, важней становится неформальное, доверительное общение с взрослыми. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности. В целом, для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается. Таким образом, в старшем школьном возрасте по сравнению с подростковым, изменяется характер зависимости между выбором профессии и учебными интересами учащихся.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1. Многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;

2. Большей чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;

3. Способностью сопереживания, т.е. способностью откликаться на чувства других близких им людей

Эмоции и оценка

Ещё в начале XIX в. В. фон Гумбольдт отметил, что язык как деятельность человека пронизан чувствами. В настоящее время лингвистика вновь обратилась к его учению, призывавшего изучать язык в тесной связи с человеком. В свете этой концепции вполне осуществимо и лингвистическое осмысление системных эмотивных средств.

Во все времена люди испытывали, испытывают и будут испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть. Накоплен огромный эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об универсальности эмоций, сам перечень которых отражает общечеловеческий опыт осмысления психической деятельности человека: "Некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование, и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их культуре, языку или образовательному уровню ".

Язык не есть зеркальное отражение мира, поэтому, очевидно, мир эмоций и набор языковых средств, их отображающих, не могут полностью совпадать.

Таким образом, учитывая наличие в эмоциональном опыте человечества группы ведущих универсальных эмоций, можно предположить существование универсальных эмотивных смыслов и в лексической семантике, что обусловлено семантикой отражения, так как опыт человечества в познании эмоций, как и какоголибо другого фрагмента мира, закрепляется в языковых единицах. В лингвистической литературе используются различные обозначения этих универсальных эмоций: доминантные эмоции, ключевые эмоции, эмоциональный тон, ведущие или базовые эмоции и др. В то же время психологи отмечают, что словарь эмоций в разных языках далеко не одинаков, хотя нет ни одного переживания, которое было бы доступно для одной национальности и недоступно для другой, т.е. сами эмоции универсальны, а типологическая структура эмоциональной лексики не совпадает в разных языках, имеет национальную специфику, так как отражение их в каждом языке самобытно.

Эмотивная лексика традиционно изучается с учетом таких категорий, как оценочность, экспрессивность, образность, причем связи её с оценкой оказываются особенно тесными. Сопряжение эмоций и оценки не утрачивают актуальности.

Итак, эмоциональность и оценочность категории, безусловно, взаимосвязанные, а вот на счет характера их связи имеются различные точки зрения.

Согласно первой точке зрения, оценочность и эмоциональность нерасторжимое единство. Так, например, считает Н. А. Лукьянова: "Оценочность, представленная как соотнесенность слова с оценкой, и эмоциональность, связанная с эмоциями, чувствами, не составляют двух разных компонентов значения, они едины ". Этого же мнения придерживается и В. И. Шаховский. Вольф, наоборот, разводит компоненты "эмоциональность " и "оценочность ", рассматривая их как часть и целое.

Ещё одна позиция: оценочность и эмотивность компоненты хоть и предполагающие друг друга, но различные. Различие этих компонентов подтверждает тот факт, что отдельным подклассам эмоциональных явлений функция оценки свойственна не в одинаковой степени. По мнению сторонников этой позиции, оценочность не в равной степени свойственна эмоциональной лексике. Так, долгое время в параметре оценки не рассматривалась лексика эмоций типа " любовь ", "грусть ", но в последние годы исследуется характер оценочности и подобных слов. В результате выделены типы оценочных слов: общеоценочная лексика типа "нравится / не нравиться, одобрение / не одобрение "; часто оценочные слова или интерпретирующие "эмотивный аспект " оценки слова, типа "любовь ", "презрение ". Вторые содержат наряду с оценочной модальностью обозначение эмоции.

Благодаря фундаментальным исследованиям Вольф, Кубряковой, Телии, мы имеем сегодня достаточно полное представление о системе оценочных значений в том числе и о структуре оценки эмотивной лексики.

Хотя положение о том, что эмотивная лексика включает в свое значение оценочный компонент, и что оценочная структура различных классов эмотивной лексики неодинакова, можно считать общепризнанным, но избирать оценочные слова в качестве центрального критерия при выборе материала эмоциональной лексики, как это предлагает Н. В. Гридин, нам представляется нецелесообразным, так как функциональная природа оценки различна. Это проявляется в несовпадении типологии оценок в трудах различных авторов.

Подобным образом различаются эмоциональность и экспрессивность. Английские лексикографы (например, Хорнби или Фаулер), правда, не разграничивают эти понятия. Многие считают, что экспрессивность всегда достигается за счет эмоциональности. Такое расширенное понимание опровергается конкретным материалом. Наличие эмоциональной коннотации почти всегда влечет за собой экспрессивность, но обратное неверно.

источник неизвестен

Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля ). Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел ). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек . Существуют лексические единицы, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д.

Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:

1) слова с положительной характеристикой;

2) слова с отрицательной (негативной) характеристикой.

Эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи в связи с созданием эмоциональности, в публицистическом стиле – для выражения страстности. В стилистике : Эмоционально-оценочные слова, отражают эмоционально выраженную прагматику языка [от греч. πραγμα äело, действие], т.е отношение говорящего к действительности, содержанию или адресату сообщения. Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов:

1) в самом значении слова заключен элемент оценки (восславить, дерзание );

2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: орел, кипятиться );

3) субъективную оценку выражают суффиксы (бабулечка, человечек ). Стилистические пометы при эмоционально-оценочных словах: вежливое, вульгарное, грубое, ироническое, ласкательное, неодобрительное, шутливое и др.

"эмоционально-оценочное слово" в книгах

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР

Из книги Живое слово автора Mitrov

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР Впечатлительные натуры вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков, например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил

Эмоционально неустойчивый брак

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Эмоционально неустойчивый брак В самой эмоционально неустойчивой супружеской паре из всех, какие мне доводилось видеть, жена была закоренелым представителем квадранта Р и верила, что финансовую безопасность дает стабильная работа, а муж мнил себя выдающимся

Исследование разработки послания и оценочное исследование

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Эмоционально бедная коммуникация

Из книги Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов автора Вирин Федор Юрьевич

Эмоционально бедная коммуникация Текст не только сложен для восприятия, он еще очень плохо подходит для передачи эмоций. Конечно, в любой текст можно привнести чувства, это, в общем, не фокус. Вот только одна проблема – все ли поймут этот текст? Нет! И тогда весь заряд

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения С точки зрения эмоционально-чувственной сферы, если степень столкновения увеличивается, то можно выделить несколько фаз эмоционального искажения.Повышенная чувствительность к любым действиям противоположной стороны. В

Эмоционально-чувственная проекция

автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная проекция Подобно тому как в клетке с поврежденной оболочкой субстанции извне начинают проникать вовнутрь, а изнутри - вовне, так и у больного внутреннее содержание переходит вовне и становится реальным миром, и наоборот, внешний мир становится

Эмоционально-чувственная интроекция

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная интроекция Эмоционально-чувственные состояния могут иметь обратное направление - от окружения к больному. Чужие психические состояния как бы проникают во внутренний мир больного. Он может чувствовать, что некоторые лица из его социального

Эмоционально-чувственные стереотипы

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственные стереотипы Стабилизации эмоционально-чувственной жизни, которая противостоит ее естественной изменчивости, способствует формирование уже в раннем периоде жизни эмоциональных стереотипов, т. е. основной схемы эмоционально-чувственных связей

Из книги Психоэнергетика автора Бойко Виктор Васильевич

Эмоционально-энергетическое воздействие

Эмоционально-волевая релаксация

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Баранова Светлана Васильевна

Эмоционально-волевая релаксация Интенсивность и напряжённость современной жизни требуют разработки способов для быстрого отдыха и самовосстановления.Беременность на фоне жёсткого режима работы и различных дисгармоний порождает избыточную напряжённость, которая

Эмоционально-личностная сфера

автора

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)Общая характеристика методикиПервоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество

Эмоционально-личностная сфера

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека»Мы приводим те пункты анализа рисунка (см. рис. 47), которые представляются нам наиболее значимыми в данном случае. Рис. 47 Бланк анализа рисунка Стилевой аспект: нажим: сильный; тип линий: изогнутые,

Третий тип – эмоционально переменчивый

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Третий тип – эмоционально переменчивый Это живые и жизнерадостные, но легкоранимые люди. Они горячо откликаются на происходящее и стремятся получать удовольствие от жизни. Не любят распущенность. Часто принимают импульсивные решения и с энтузиазмом устремляются к

Эмоционально отчужденные супруги

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Эмоционально отчужденные супруги Когда супруги решают взять на себя взаимодополняющие обязанности - например, жена ухаживает за детьми, а муж работает, - они со временем привыкают к своим ролям и могут дойти в них до крайности. Жена нередко отказывается говорить о чем

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах Среди психологов вообще и в особенности среди спортивных психологов распространен метод выявления уровня развития воли и волевых качеств путем наблюдения и самонаблюдения и оценки этого уровня в баллах.

Эмоциональные реакции человека в новых или сложных ситуациях, в которых отсутствуют сильные натуральные или условные эмоциональные раздражители, зависят от того, как оценивается эта ситуация или какое значение ей придается. По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации (appraisal): оценка ее как угрожающей или благоприятствующей (Lazarus, 1968, с. 191). Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соответствующих приспособительных действий (именно тенденцию, поскольку эти действия не всегда осуществляются). В принципе приспособительные действия могут осуществляться на основе исключительно познавательных механизмов, без участия эмоциональных процессов. Эмоции возникают лишь при появлении некоторых дополнительных обстоятельств. Так, отрицательные эмоции возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения, то есть когда эти способы еще только должны быть найдены и существует некоторая неуверенность в отношении такой возможности.

Следовательно, угроза сама по себе еще не вызывает эмоцию; переходя, например, улицу с оживленным движением, мы обычно не испытываем страха, хотя объективно это достаточно опасно. Мы не испытываем страха потому, что знаем, как нужно вести себя на проезжей части улицы и как можно избежать опасности. Точно так же не испытывают тревоги люди, которые привыкли работать в опасных условиях и хорошо овладели способами устранения угрозы.

Когда же ситуация угрозы вызывает эмоцию, она может найти выражение в трех основных формах: в форме страха, гнева и печали (чувства подавленности). Характер возникающей эмоции зависит от оценки возможностей человека: если мы считаем, что ситуация не слишком опасна или если она воспринимается как препятствие для удовлетворения потребностей, скорее всего возникает тенденция к гневу и нападению. Если опасность кажется большой, преобладает тенденция к страху и избеганию. Наконец, если ни нападение, ни избегание невозможны, может возникнуть чувство подавленности и отказ от активных действий.

Эмоциональная реакция на благоприятную ситуацию принимает форму радости, чувства удовлетворения, надежды и т. п. Однако само по себе наличие благоприятной ситуации еще недостаточно для появления положительных эмоций. Необходимы некоторые дополнительные условия, но они пока еще недостаточно хорошо известны. Вполне возможно, что положительные эмоции возникают, в частности, тогда, когда благоприятная ситуация складывается неожиданно или после периода не­уверенности или когда в течение небольшого промежутка времени происходит резкий переход от состояния угрозы к состоянию безопасности и т. п.

Процесс возникновения отрицательных и положительных эмоций в зависимости от оценки человеком ситуации был довольно полно изучен на разных фазах парашютной тренировки, когда в качестве объективных коррелятов эмоциональных реакций были использованы некоторые вегетативные и мышечные показатели. В качестве примера приведем данные исследования советских космонавтов; в этих исследованиях были зафиксированы следующие реакции:

накануне дня, на который были назначены прыжки, при необходимости ожидания начала действий наблюдалось усиление эмоциональной активации (беспокойство, сомнения) с сопровождающими ее вегетативными проявлениями (повышение кровяного давления, учащение пульса, увеличение мышечного напряжения, трудности при засыпапии);

перед прыжком (критический момент) - учащение пульса до 140 ударов в минуту, сухость во рту, увеличение силы руки (по показателям динамометрии);

после раскрытия парашюта (исчезновение основного источника опасности) - радостный подъем настроения;

после приземления (достижение цели) - в течение некоторого времени усиление активации (пульс до 190), затем ее спад: уменьшение силы руки, замедление пульса и т. п. (Горбов, 1962; Хлебников, Лебедев, 1964).

Важную роль при оценке ситуации играет язык. Человек категоризирует складывающиеся ситуации и тем самым их классифицирует. Уже сами наименования, которыми человек при этом пользуется, связаны с определенными эмоциональными механизмами и при отнесении некоторой ситуации к определенному классу вызывают определенные эмоции. Во многих случаях, когда человек сталкивается с незнакомыми ситуациями, он может воспользоваться оценками других людей. Таким образом, информация о мнении других лиц может приводить к формированию собственных оценок.

Эмоции, возникающие под влиянием такой информации, при непосредственном столкновении с ситуацией могут измениться. Это можно проиллюстрировать результатами другой части эксперимента Лейси и его сотрудников.

Эти авторы при помощи уже описанной методики провели эксперимент с еще одной группой испытуемых, которым перед опытом была дана дополнительная информация о том, какие именно слова будут подкрепляться током. Эта информация заметно изменила реакцию испытуемых. При первом предъявлении критического слова (для одних испытуемых таким словом было слово «корова», для других- «бумага») у предупрежденных испытуемых возникала весьма сильная реакция, которой не было у первой группы.

Это объясняется тем, что слова «получишь удар током» для большинства испытуемых уже были в прошлом связаны с переживанием боли и поэтому сами по себе вызывали страх. Благодаря установлению связи между этими словами и словом «бумага» (или «корова») оно также приобретало способность вызывать страх. Для этого достаточно было единственного сопоставления его с эмоционально значимой фразой.

Характерно, что по мере повторения предъявлений тестового слова в сочетании с ударом тока у предупрежденных испытуемых происходило постепенное угасание эмоциональных реакций на это слово. Напротив, те испытуемые, которые не были предупреждены и обучались на собственном опыте, боялись его все больше и больше. Это можно объяснить тем, что реакция на словесный сигнал может быть непропорционально большой по сравнению с предвещаемым им событием. Известно, что эмоции, вызванные оценкой ситуации, нередко бывают более сильными, чем эмоции, возникающие при реальном контакте с этой ситуацией. Так, советский исследователь Н. Н. Малкова установила, что ожидание болезненного укола вызывает более значительное повышение кровяного давления, чем сам укол (цит по: Симонов, 1966, с. 23).

С этим явлением мы часто сталкиваемся и в повседневной жизни. Так, дети, совершившие свой первый в жизни проступок, боятся милиции гораздо больше, чем дети, которые имеют несколько приводов.

Подобная закономерность была установлена и при изучении эмоциональных реакций солдат на разные виды боевых средств противника в реальных условиях фронтовой жизни. В первое время сила эмоциональной реакции определялась второстепенными свойствами оружия (например, шумом, внезапностью появления) и связанными с ними обыденными представлениями. Позднее, по мере накопления опыта страх перед тем или иным видом оружия стал зависеть от действительной опасности, которую представляет данное оружие. Так, вначале сильный страх вызывали самолеты противника. Позднее эта реакция стала более слабой, так как опыт показал, что эффективность атаки самолетов на окопавшихся солдат сравнительно невелика. Зато значительно увеличился страх перед минометным обстрелом (Stouffer, 1949, т. 2, с. 234 и ел.).

Со времен романтичных психологов Юнга и Фрейда, в психологической теории горячие чувства боролись с холодным разумом. И побеждало то одно, то другое.

А еще мир делился на бесчувственных мужиков и истеричных женщин.

Но, как недавно выяснилось, эмоциональная сторона психики состоит из двух относительно независимых блоков. И вообще, все несколько более запутанно…


Эмоциональные фонтаны .

Какая странная волна адреналин хлестнула в вены!

Ах, как приятно осознать, что ты еще не все продал...

А. Иващенко

Первый блок - эмоции, которые человек чувствует и переживает. Эти эмоции - результат выбросов различных нейромедиаторов в мозг.

Чем больше выбросило - тем сильнее чувства. И тем дольше они будут рассасываться. А количественный состав нейромедиаторов определит эмоциональную картину.


Интересно, что при всем ассортименте нейромедиаторов и при всем разнообразии внешних и внутренних поводов для эмоций, для каждого человека характерен свой уровень эмоциональности. Одни реагируют ярко на любой пустяк, другие невозмутимы в большинстве ситуаций.


По яркости реагирования людей можно разделить на 4 типа:


    Неконтролируемой эмоциональности


    Сильной и контролируемой эмоциональности


    Неуверенной эмоциональности


    Эмоциональные сухари


Неконтролируемая эмоциональность


Людей этого типа легко опознать по мимике. У них все эмоции написаны на лице. И это яркая мимика. Такие люди в буквальном смысле - фонтан эмоций. И почти всегда эмоциональные проявления можно оценить как “слишком”. Слишком веселый, чересчур грустный и т.д.


Обосновывая свои поступки люди с неконтролируемой эмоциональностью часто ссылаются на то, что просто “не могут поступить” вопреки своим чувствам.


Интересные факты


    Люди такой Неконтролируемой эмоциональности практически не могут контролировать проявление своих эмоций.


    У них регулярно бывает так много эмоций, что они не в состоянии успокоиться час и более.


    Иногда, они используют специальные приемы, что бы успокоиться.


    Веление эмоций должно быть реализовано “вот прямо счаз!”


Сильная и контролируемая эмоциональность.


Основной признак Сильной и контролируемой эмоциональности - однозначная привлекательность. Это тот случай, когда может не быть классической красоты внешности, правильных черт лица, но человек все равно симпатичен.

Все дело в том, что эмоциональная составляющая - важная часть любого контакта. “Правильная” эмоциональность творит чудеса. Но если у всех остальных типов “правильная” эмоция - дело случая, то у людей Сильной и контролируемой эмоциональности это норма.

Управление эмоциями происходит тонко. На сознательном и подсознательном уровне. Это может быть и бессознательная подстройка к партнеру и сознательное приведение себя заранее к “правильному” эмоциональному настрою.


Мне, как представителю, Неуверенной эмоциональности такое управление видится недостижимым и непонятным мастерством.


Как правило, изменение эмоционального состояния по внешним причинам ощущается заранее, до того, как эмоции захватили хозяина. И в этот момент, их можно притормозить или усилить. Или даже перенести на потом!


Такое управление эмоциями относится как к положительному спектру, так и к отрицательному.


Интересно, что в процессе конфликтов, такие люди чувствуют грань, когда негативное эмоциональное давление будет слишком сильным и приведет к обратным последствиям.


Еще один интересный нюанс - накопленная потребность в выделении эмоций и регулярная эмоциональная разрядка.

Я пока не представляю себе, как такой механизм работает на физиологическом уровне, но по заявлениям носителей Сильной эмоциональности и наблюдениям со стороны, он имеет место быть.

Сильная эмоциональность не может находиться долго в скучном, сером спокойном эмоциональном состоянии. Она требует времени, места и компании, когда эмоции могут выйти наружу.


Возвращаясь к эмоциональной привлекательности, хочется сказать, что по моему мнению, именно таких людей любит судьба. Ну как судьба… просто на них хорошо реагируют окружающие. И все, что можно получить “за красивые глаза” - они получают.

Все эти эзотерические “полюби мир и он полюбит тебя”, “в мире всего полно” и даже мультяшное “поделись улыбкою своей” - истории про Сильную эмоцию.

У них это действительно так.

А вот если вы не они, то может все и не так радужно… Возможно, что когда вы приходите со своей скромно-замученной улыбкой к людям, они думают нечто вроде: “Так, счас быстренько этого куда-нибудь сплавлю, а то уже обед…” И нужно мотивировать материально или еще как.


Что бы была понятна разница в реакциях, расскажу одну историю. Одна моя знакомая с Сильной эмоцией рассказывала про то, как она ловит такси. Когда она поднимает руку, практически всегда останавливается первая машина, и практически всегда она на ней уезжает куда надо. А если она ловит машину в городе, где движение плотное, то водители бросаются к ней через три ряда с риском совершить ДТП.


Мимически Сильная эмоциональность похожа на Неконтролируемую. Мимика яркая, но ощущение, что лицо живет своей жизнью и выдает истинные эмоции хозяина не возникает.


Неуверенная эмоциональность .


В целом, людей с неуверенной эмоциональностью можно отнести к спокойным…

Или к неспокойным…


Т.е. по количеству эмоций они явно спокойные. Но по поводу этих самых эмоций они часто испытывают беспокойство и неуверенность. Хотя правильнее сказать часто вообще “сидят на измене”.

А как может быть иначе, если ты все время не дотягиваешь до эмоционального контекста окружающих? Все веселятся, и ты вроде как тоже, но совсем не в той степени. Народ вокруг ржет, а ты так… немного ухмыляешься…

Или напротив, у людей горе, или ужас. А ты вроде как и переживаешь, только совсем не в той степени. И думаешь не столько о горе, сколько “А как я выгляжу? Достаточно расстроенным? Или нужно сильнее и как бы это из себя выдавить…”


Но хуже всего, если вдруг вылезает монстр под названием “недовольная ухмылка”. Вообще это самая частая эмоция, которая читается на лице Неуверенной эмоциональности. И проблема с ней в том, что существует очень мало ситуаций, в которых эта ухмылка на 100% уместна. Если народ радуется, то у всех возникает вопрос: “Чем же ты, @$#%” недоволен?” А если грусть-пичаль-неприятности, то еще хуже:”Какого $@# ты, @$#%, улыбаешься?”


Юмор у Неуверенной эмоции - язвительные комментарии, стеб и все такое. Тоже, знаете ли, на любителя. И надоедает, когда ничего другого. В компании может и не плохо, когда кто-то метко шутит про окружающих, если только это не касается тебя лично. Со временем, объекты шуток потихонечку кончаются, и “рядовой Шутник” начинает постигать прелести самоиронии и одиночества.


Одно спасает, поскольку эмоций в целом не много, то и ситуация ощущается не как всемирная трагедия, а так… вялотекущая депрессуха и непроходящая мизантропия.


Эмоциональные сухари

Вот тип эмоциональности, про который писать легко и просто.

Это люди, у которых все “норм”.

Бывают, конечно, и радости и горести, но что уж тут поделать? Бывает…


Сухарей очень легко узнать по их поведению в компании - сидят весь вечер с одним и тем же спокойно-никаким выражением лица.

Могут поржать. Но улыбка на лице появляется как мыло из диспенсера. Строго отмеренная экономная доза. Если кнопку не трогать, то само не появится.


Мини резюме про выделению эмоций


Выделение эмоций - регуляция через выбросы нейромедиаторов. Сила эмоциональности пропорциональна количеству, продолжительности действия неромедиаторов.

Наблюдение за людьми показывают, что со временем уровень эмоциональности если и меняется, то не сильно и не быстро.

На данный момент нет однозначных наблюдений, на основании которых можно заявить о том, что тем или иным способом можно уровень эмоциональности поменять.

С возрастом, люди учатся контролировать проявления своей эмоциональности и держать себя в социально удобных форматах.


Вот теперь пора перейти ко второй стороне эмоциональной системы человека.


Эмоциональные оценки


Мышление человека работает с отражениями объектов, ситуаций, сущностей во внутренней картине мира.

И каждый объект в этой внутренней картине мира, обладает своей уникальной эмоциональной окрашенностью.

Эта окрашенность - результат предыдущего жизненного опыта взаимодействия с этим объектом в мире реальном. Как правило, это результат не одного эпизода, а то, что “накопилось” за всю историю “общения”. Эдакий “осадочек” от неоднократно пропавших и нашедшихся ложечек.


Так вот по степени яркости этой окрашенности, людей можно расставить между двумя принципиально отличными полюсами: сугубые логики-формалисты и нелогичные этики.

С практической точки зрения, важна не столько точная позиция между этими полюсами, соклько то, к какому из полюсов человек ближе. Даже легкое доминирование одного из полюсов накладывает неизгладимый отпечаток на образ мысли и мотивы принятия решений.


Теория


Эмоциональная окрашенность образов возникает под влиянием лимбической системы. Изучение силы этой окрашенности привело к пониманию того, что у логиков формалистов доминирование формальных критериев происходит за счет отсутствия или сильного недостатка эмоционально-этических атрибутов.

Т.е. Лимбическая система выдает слишком мало информации. Логики просто не в состоянии принять в расчет информацию, которой не обладают.

Это можно назвать эмоциональной слепотой.

И это точно не собственный выбор человека и не дефект воспитания.


Этические и логические задачи


Для того, что бы лучше определить суть этико-логической дихотомии рассмотрим два типа задач.


Логическая или формальная задача содержит только формальные условия и формальные методы решения. Например, необходимо рассчитать размер выплаты по кредиту. Решение очевидно. В известную формулу подставляют три исходные цифры и получают искомый размер ежемесячной выплаты.


Пример этической задачи - выбор украшения в подарок. Тут хорошо бы и вкусы человека знать и правильно понять какие эмоции какие сережки вызывают.


Как показывает практика - логикам очень сложно с задачами, где необходимы корректные эмоциональные оценки. Истории про “Я же ей машину купил, не понимаю, чего она еще хочет!” как раз из этой серии.


У Этиков обратная картина.

“-Девушка была симпатичная. Никак не ожидал, что она мне такой кредит впарит.

А ты договор не смотрел? Там же все написано.

Ну… мне тогда показалось, что там не так много получается...”


Можно заметить, что аналогичное разделение, на логическое и этическое, присутствует практически во всех видах деятельности. Одни занятия предполагают отличное ощущение эмоций, другие - чисто формальные критерии.

Вот небольшой список для примера:


Этические виды деятельности

Логические виды деятельности

Сфера обслуживания

Финансы

Искусство

Педагогика

Строительство

Связи с общественностью

Наука

Туризм

Энергетика

Подбор персонала

Добывающая промышленность

И т.д.


Можете попробовать определить какой тип задач доминирует в ваших обязанностях на работе самостоятельно.


Немного истории


Первым, различие в значении эмоций для разных людей, обнаружил и описал Юнг в работе “Психологические типы”.

Поскольку Юнг только начал собирать статистику по этому явлению, у него не было достаточно информации, что бы выделить два отдельных эмоциональных процесса, которые описывает данная статья. И он их не разделял.

Большинству последователей Юнга это тоже не удалось.

Первым автором, выделившим две составляющих, была автор Соционики Аушра Аугустинавичуте. Этика эмоций, по сути, описывает блок ответственный за эмоциональное состояние, а этика отношений за эмоциональные оценки. Но полноценного разделения она тоже не сделала.

Эмоцию, как процесс переживания с разделением на четыре степени описал Александр Афанасьев в работе “Синтаксис любви”.

Здесь представлено развитие идей одновременно обоих авторов.


Проведенные исследования в Санкт-Петербургском соционическом клубе показали, что эмоциональные блоки следует однозначно разделять. А процессы эмоциональных состояний корректнее вынести за рамки соционической модели. Модель от этого только выиграет.


На выборке участников клуба, удалось найти все комбинации Этики/Логики и Эмоции разной силы.


Суть соционических типов коррелирует с эмоциональной окрашенностью, с Этикой/Логикой.


А вот выделение Эмоции в отдельную сущность и вывод из модели наконец объяснило тихих Гамлетов (и вообще любых типов с многомерной черной эмоцией) и шумных Габенов и им подобных.


Наблюдения об устойчивости типов эмоциональности .


Если ориентироваться на описания соционических авторов, дискуссии в соционическом сообществе и мои личные наблюдения - можно говорить о врожденной стабильности типа чувствительности к этическим атрибутам.


С выделением эмоций пока такой статистики нет. Но предположу, что скорее всего тут тоже будет наблюдаться высокая стабильность или смещение не более чем до соседнего типа.


P.S. Послесловие


Походу, популярный текст не очень получился.


Фактология, лежащая в основе статьи, - результат 3х лет работы Санкт-Петербургского открытого Соционического клуба по проверке и уточнению Психософии.

Благодарю всех участников клуба за вклад в эту работу, особенно тех, кто специально собирался на встречи, посвященные психософской эмоции и отдельно Романа Орехова за приверженность интеллектуальному направлению в деятельности клуба!


Приглашаю всех интересующихся психологией врожденных индивидуальных различий на встречи клуба.

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле