Почему пророк илия покровитель вдв. Милиционеры должны молиться святому князю дмитрию

Ильин день со времен Древней Руси считался одним из главных христианских праздников года. 2 августа принято чествовать пророка Илию, жившего в Израильском царстве в 9 веке до нашей эры. По легенде, он был ревностным поборником иудаизма и посвятил свою жизнь обличению идолопоклонства. У некоторых народов Илья, подобно древнему богу Перуну, считается громовержцем. Кроме того, святой является небесным покровителем Воздушно-десантных войск, которые празднуют день рождения 2 августа.

Почему Илья Пророк - покровитель ВДВ

2 августа в России отмечается один из самых любимых народом праздников - день ВДВ. Воины в голубых беретах отмечают его широко, а те из них, кто считает себя православными, не без гордости говорят о том, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время святого все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск. Это неудивительно, ведь в христианской религии Илья почитается как «воздушный воин». По преданию, Божий пророк, живший за 900 лет до рождества Христова, по сей день так и не умер. Он вознесся на небо в огненной колеснице.

Почему Илья Пророк час уволок и бросил в воду льдинки кусок

С именем пророка с древних времен ассоциируется множество народных пословиц и поговорок. Одна из них - «Илья-пророк два часа уволок» - связана с изменением продолжительности светового дня. Считалось, что после 12 июля, когда отмечают праздник апостолов Петра и Павла, он сокращается на час («Пётр и Павел час убавил»), а после Ильина дня - на два.

Ильин день является своего рода рубежом между летом и осенью. Со 2 августа по народному календарю начинались холодные утренники, и воду считали не пригодной для купания. Это нередко объясняли тем, что в нее обмакнул рога или копыта олень, или сам святой кинул в воду кусочек льда (отсюда пословицы «Илья пророк льдинку бросил в воду», «Илья Пророк обронил льда комок»).

Другие приметы и обычаи на Ильин день и житие пророка Илии

Илья - один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Образ святого был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи «повивали огнем» и давали ему вместо пищи огненный пламень.

Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который поклонялся языческому богу Ваалу. Чтобы обратить царя в иудейскую веру пророк предрек: не будет ни росы, ни дождя, пока он не скажет обратное. Предсказание исполнилось - начались засуха и голод, продолжавшиеся три с половиной года. Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и, если верить рассказу о нем, жил в уединении, а вороны приносили ему пищу.

Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в силах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку - и победил, вызвав потоки дождя. Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи. По легенде пророк в конце земного пути был перенесен на небо на огненной колеснице, не изведав смерти.

Большинство примет и обычаев, связанных с днем Ильи Пророка, относятся к наступлению осени, предсказанию погоды и сбору урожая. В Ильин день строго-настрого запрещалось работать в поле: скошенное сено или собранный хлеб не пойдут впрок, их сожжет святой громовержец, разгневанный за непочтительность. Считалось, что с этого праздника начиналось ненастье, в воду возвращается всякая нечисть, поэтому запрещалось купаться. Если верить приметам, то дождь на Ильин день предвещает хороший урожай на будущий год.

Также к этому празднику было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня, устраивать крестные ходы и молиться пророку о дожде или, наоборот, о ясной погоде - в зависимости от того, что было нужнее.

Зачем десантники ходят крестным ходом по Ильинке, почему Илья Пророк выбран небесным покровителем ВДВ, зачем нужны священники в армии и для чего благословляют оружие? Отвечает настоятель главного храма Воздушно-десантных войск (пророка Илии в Китай-городе) протоиерей Андрей Речицкий.

— Зачем Воздушно-десантным войскам свой небесный покровитель?

— Десантные войска регулярно выполняют сложные боевые задачи. При этом десантники неизбежно сталкиваются с серьезными испытаниями, когда стоит вопрос жизни и смерти. В таких условиях они неизбежно понимают, что даже если ты сделал все, что в человеческих силах, многое по-прежнему зависит от Бога. И не остается никаких сомнений, что благословение Божие очень важно.

2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, было первое десантирование под Воронежем, тогда же был подписан указ о создании ВДВ. Так, что Илия Пророк с самого начала взял под свое покровительство десантников и все эти годы незримо присутствовал в войсках. А теперь его присутствие обрело явную форму в празднике «Ильин день».

— Образ десантника у многих скорее ассоциируется с фонтаном, чем с храмом...

— Мы привыкли, что день ВДВ — это особый день, когда ничего ужасного не происходит, но большинство людей, все-таки, стараются держаться подальше от мест массовых гуляний. СМИ создают образ десантника-хулигана, который может в фонтане искупаться, разбить арбуз об голову и как-то еще нарушить общественный порядок. Но по своему опыту мы знаем, что по своей сути десантники это очень достойные люди. Это люди, которые не щадя своей жизни готовы выполнять свой долг и защищать Родину. Очень многие из них жизнь действительно отдали, оставаясь верными присяге. Многие стали героями. А какие отношения выстраиваются между боевыми офицерами и солдатами — уже за одно это их можно уважать. Десантники ведь все время находятся на острие боевых задач, и от взаимоотношений внутри группы зависит жизнь каждого из них. Безусловно, эти отношения имеют свое продолжение и после увольнения в запас.

Когда такие люди приходят на праздник, то понимаешь, что картинка в СМИ немного не соответствует реальности, и десантники достойны уважения и всяческого почтения. Вот почему для нас очень важно, что наш праздник стал новой формой для Дня ВДВ и начал менять сложившиеся стереотипы. Мы понимаем, что все вместе предстоим пред Богом, и возникает ощущение особого единства армии, Церкви и тех, кто трудится на Ильинке.

За эти годы через наши торжества прошло более трех тысяч курсантов и воинов ВДВ. Теперь и для них этот день означает не только купание в фонтане, но память их небесного покровителя. Они прошли крестным ходом, вместе с командующим молились на Лобном месте, торжественно прошли по Красной площади перед иконой своего небесного покровителя. Для любого офицера и воина это знак особого доверия и большая честь, память о таком событии остается на всю жизнь.

А что касается хулиганств, то и командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, и председатель Союза десантников России генерал-полковник Валерий Александрович Востротин неоднократно говорили, что вместе с десантниками 2 августа выходят гулять и «ряженые». Таких немного, но они придают празднику ненужную окраску.

— Читал в комментариях к фотографиям с крестного хода, что Церкви в армии быть не должно, она лезет не в свое дело. Что на это можно ответить?

— Есть ли у такого комментатора внутреннее право делать подобные заявления в Интернете, не пустые ли это слова? Мне было бы интересно посмотреть, как он сам повел бы себя на поле боя или в других обстоятельствах, требующих от человека самопожертвования. У нас на празднике присутствуют ветераны Афганистана. Есть икона Илии Пророка, которая прошла весь Афганистан, в иконе заключены частички афганской земли, на которой шли кровопролитные бои. Ветераны ее так и прозвали — «Илия Пророк Афганский». Эти ветераны знают, что без веры на войне невозможно, они подтверждают это своей жизнью. Сможет ли такой критик Церкви подойти к этим ветеранам и без внутреннего лукавства сказать им, что они поступают неправильно?

Чаще всего люди, которые приводят такие доводы, либо не знают своей истории, либо страдают очень характерным недугом современности — легковесностью. Современный мир приветствует легковесность в людях, интернет-дискуссии предполагают легковесность, безответственность суждений. Люди думают, что нет никаких проблем рассуждать и высказываться обо всем на свете, даже о том, что, может быть, на несколько порядков превосходит уровень их личного развития. Порой «способности ума не соответствуют силе жития». Жизнь и поступки современного человека очень часто не соответствуют тому, о чем он говорит. Объяснять ему, что не обо всем он имеет право судить в Интернете — это как объяснять дальтонику разницу цветов. Как вы объясните? Его сначала вылечить нужно, восстановить целостность личности. Поэтому, прежде чем возражать, выясните — а не идет ли речь о серьезном повреждении? Если да, то вопросы воспринимать всерьез нельзя.

— Там же звучит и другая претензия — как можно благословлять воинов и оружие, если есть заповедь «не убий»?

— Да, Церковь благословляет оружие. Но Церковь не благословляет убийство. Оружие предназначено не только для того, чтобы отнимать жизни на войне. Оно, помимо прочего, удерживает людей от зла. Зачем военному ружье? Зачем полицейскому пистолет? Давайте все у них заберем. И тогда придут другие люди, с оружием, у которых нет никаких внутренних ограничений. И они будут командовать, а мы будем ходить строем. Заповедь «не убий» касается лично тебя. А если на твоих глазах издеваются над другим, над ребенком, то действует другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Ты употребишь усилие или даже силу, чтобы избавить ребенка от опасности. И в какой форме получится это сделать — как Бог даст. Церковь не благословляет оружие на убийство, она благословляет оружие на защиту Отечества, на удержание от зла других людей. И, может быть, это благословение как-то удерживает и самих обладателей оружия от его неправильного использования.

— Приходы всегда разные, одни считаются интеллигентскими, другие любят миссионерство. А каков ваш приход?

— У нас храм маленький и находится он в районе, в котором нет местных жителей, только сотрудники расположенных рядом организаций. В связи с этим наш приход, по московским меркам, очень небольшой и похож на покаянную семью, все друг друга знают. У священников на исповеди есть возможность уделять время всем прихожанам. Строй и порядок службы позволяют поговорить с каждым и, по возможности, оказать поддержку в духовной жизни, разобраться в каких-то духовных, а порой и житейских вопросах.

Еще одна черта прихода — большая семейная воскресная школа. Школа является продолжением нашей приходской жизни вне богослужения. Здесь учатся детки с двух лет до самого солидного возраста. Это не такая школа, которую можно закончить и получить аттестат. Это общее семейное приходское дело, где после службы есть возможность собраться по интересам, послушать лекцию, сходить в поход, отправиться в паломничество, разделить радость и скорбь друг с другом.

Беседовал Кирилл Миловидов

Храм Илии Пророка в Китай-городе

Храм Илии Пророка построили в Москве в 1519 году на территории Ильинского монастыря. В перестроенном виде храм сохранился до сегодняшнего дня и дал название улице Ильинка. В 1606 году с удара в колокол Ильинского храма началось народное восстание против Лжедмитрия I. В советское время храм был закрыт, колокольня снесена, а внутреннее помещение разделено на этажи и комнаты, в которых разместили коммунальные квартиры и различные организации.

Службу в храме возобновили в 1995 году. После того, как пророк Илия был выбран покровителем десантников, высшее руководство ВДВ начало искать и подходящий храм. По благословению Патриарха Алексия II были осмотрены храмы Илии Пророка в Москве, и выбор остановился на храме в Китай-городе, хотя он и находился в аварийном состоянии. Генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой определить храм Илии Пророка как воинский храм ВДВ, и Патриарх благословил.

Первые совместные с ВДВ торжества прошли в Москве на площади перед зданием Торгово-промышленной палаты в 2003 году. В 2005 году по Ильинке прошел первый крестный ход, и дореволюционная традиция молебного пения на Красной площади была восстановлена.

Московская городская епархия

По Церковному преданию (как повествует Апокалипсис), именно Илия, самый строгий и справедливый из пророков, станет предтечей Второго пришествия Христа, и во время проповеди примет телесную смерть. И именно святому Илие возносят нередко молитвы родные тех, кто служит в ВДВ, и также авиаторы и десантники.

Отрадно отметить, что ежегодно 2 августа утреннюю службу в православных храмах посещает все больше десантников, каковыми в душе остаются и те, кто давно уже пребывает в запасе. В 22 храмах Московской епархии в этот день отметят нынче престольные праздники.

«Сегодня двойной праздник, – отмечает владыка Кирилл. – Пророк Илия является покровителем Воздушно-десантных войск России, и это не случайно, потому что он особый, очень ревностный пророк. На некоторых иконах он изображается с мечом в руках, поскольку однажды имел такое дерзновение: после того как не произошло ожидаемое чудо через молитву лжепророка, поклонявшегося идолам языческим, Илия вознес святые молитвы, и с неба сошел огонь и сжег ту жертву, которая лежала без огня на дровах; затем, возгоревшись гневом, он заколол лжепророков Ваала. И действительно, Илия – это великий пророк, ему нужно молиться всегда, тем более в то время, когда страшное бедствие постигло нашу Центральную Россию – Святейший Патриарх говорит об этом в своем послании, обращаясь ко всем нам и призывая нас молиться в сегодняшний день. И мы вставляли особые прошения на сугубой ектенье и будем и далее просить заступничества у пророка Божиего Илии, чтобы пролился дождь на землю, которая так жаждет его: от страшных пожаров страдают и многие леса, и населенные пункты…

Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» - коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного «Илье». Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.

Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает».

В России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень».

И будет молиться Господу и Илие пророку люд православный – и за себя, и за свою семью, и за однополчан, вместе с которыми довелось повидать немало. И за Родину нашу – матушку-Россию. С праздником, ВДВ!

В нашем храме Московских святителей Петра, Алексия, Ионы сегодня состоялась Божественная Литургия и молебен в честь небесного пророка Божия Илии. После службы, батюшка наш — иерей Николай Овчинников, вместе с пономарём нашего храма Александром Кечиным отправились в поход с ребятами- школьниками во главе с Кречиной М.С. (зам. директора школы по воспитательной работе) и Денисовым С.А. (учитель физкультуры).

Поход начался с трапезы в нашем храме. Ребята участвовали в игре «Зарница» в честь праздника Воздушно-Десантных войск, купались. Подкрепились пловом и чаем, на костре приготовленные.

Первые прыжки, принятие присяги, сборы священнослужителей – вот далеко не весь список мероприятий, в которых принимают участие священники, окормляющие военнослужащих ВДВ. О текущих и перспективных мероприятиях с участием священнослужителей рассказывает протоиерей Михаил Васильев, заведующий сектором ВДВ Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

Священнослужители – сотрудники сектора Воздушно-десантных войск в летний период, как и в остальное время года, регулярно проводят работу в частях и соединениях ВДВ. Например, священник 45-го полка специального назначения ВДВ Сергий Архипов недавно принимал участие в подготовке и проведении первых прыжков роты молодого пополнения под Вязьмой, сам при этом прыгал с парашютом. Священник Александр Шкуренко, окормляющий 38-й полк ВДВ, недавно также совершал совместные прыжки с военнослужащими полка и офицерами командования ВДВ на площадке приземления Житово Рязанской области. Во многих частях и соединениях ВДВ перед первыми прыжками и принятием воинской присяги совершаются молебны.

Такие же мероприятия проводятся в частях и соединениях Ракетных войск стратегического назначения, а также учебных центрах РВСН. Так, недавно протоиерей Александр Солдатенков принял участие в принятии присяги в гарнизоне штаба РВСН во Власихе. В плановом режиме работы проходят занятия с военнослужащими, проведение бесед, участие в богослужении. Недавно, в день памяти Царственных мучеников, на базе штаба РВСН протоиерей Александр Солдатенков совершил литургию для молодого пополнения гарнизона, на которой причастились 120 солдат и сержантов. Такие же службы прошли в 45-м полку специального назначения ВДВ, где за последнюю неделю причастились 89 человек.
Священнослужители, окормляющие военнослужащих 7-й десантно-штурмовой сборной дивизии ВДВ, которая принимала участие в ликвидации последствий техногенной катастрофы в Крымске с первых часов, также присутствовали на месте событий.
27 июля у нас прошли мемориальные мероприятия на территории Смоленской епархии: торжественное открытие памятника Василию Маргелову и освящение памятника погибшего в 1942 году военнослужащего ВДВ 4-го воздушно-десантного корпуса.

Традиционно прошло празднование и Дня Воздушно-десантных войск 2 августа, в день памяти Ильи Пророка, покровителя Воздушно-десантных войск, в храмах частей и соединений ВДВ были отслужены литургии. На Красной площади прошёл крестный ход, совершился молебен. В этот же день в Москве на ВВЦ открылась выставка, на которой представлен и наш мобильный храм. Перед открытием мы также отслужили молебен.
Год от года связи между Русской Православной Церковью и ВДВ все более укрепляются. Мы постоянно ощущаем поддержку со стороны командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова, командиров частей и соединений. Аналогичная ситуация складывается и в РВСН.
Укрепляется сотрудничество с представителями духовенства других религиозных конфессий. В частности, хочется отметить муллу Али Хазрата, который трудится в соединении в Поволжье. Он вместе с православным священником окормляет военнослужащих, научая их добру, любви, согласию, взаимопониманию. Это оказывает весьма положительное влияние на военнослужащих мусульманского и православного вероисповедания.

День Ильи Пророка, святого, пользовавшегося особым уважением и почитанием среди русского народа, один из праздников, о котором наш народ не забывал никогда.

Этот день для сельского жителя был поворотным моментом в хозяйственных делах. Считалось, что начиная с Ильина дня вода в реках и озерах становится такой холодной, что после него купаться не стоит.

Грозы на Ильин день считались целебными — "ильинскую" дождевую воду собирали и умывались ею. С ее же помощью смывали злой след от дурного глаза.

Образ пророка Илии окружен ореолом величия и мощи. За свою святую жизнь на земле — а жил он в Палестине, за 900 лет до Христа — Илия был взят живым на небо в огненной колеснице.

Святой Илия Пророк является небесным покровителем российских ВДВ.

Воздушно-Десантные войска — "крылатая пехота", "голубые береты" во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались оплотом силы, мужества и надёжности людей, живущих по принципу:

"НИКТО КРОМЕ НАС!"

С первого дня своего существования, со 2 августа 1930 года, когда на учениях Московского военного округа впервые было выброшено парашютным способом десантное подразделение, ВДВ стали войсками "передового рубежа", способными выполнить любую задачу, сколь невозможной она не считалась бы.

Боевое десантное братство — это чувство локтя в общем строю, готовность всегда прийти на помощь, прикрыть собой от пули товарища, вцепившись в стропы, держать погасший купол друга — десантника.

Десантное братство — это ни с чем не сравнимое чувство единения десантников всех поколений, от убеленных сединами воинов — фронтовиков до безусых мальчишек, только что совершивших свой первый прыжок с парашютом.

По своему боевому предназначению, смыслу и традициям, ВДВ всегда там, где трудно, практически невозможно. Ведь не зря поется: "Есть десантные войска, и нет задач невыполнимых... ".

"ВДВ — Войска Дяди Васи", — так сами десантники говорят о себе, и в этой фразе заключена готовность в любое время дня и ночи выполнить приказ, особая гордость за принадлежность к десантному братству и особая любовь, и уважение, к человеку, отдавшему войскам всего себя — Командующему Воздушно-десантными войсками генералу армии Василию Филипповичу Маргелову — человеку-легенде, десантнику № 1. Именно его железная сила воли, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели позволили совершить широкомасштабное перевооружение войск, внедрить новые способы и средства десантирования, создать потенциал решения задач практически в любой точке земного шара.

За всю историю своего существования Воздушно-десантные войска вписали немало ярких страниц мужества, доблести и чести в книгу ратной истории армии Отечества. Миллионы и миллионы граждан страны прошли суровую школу десантной службы, и не зря 2 августа стало всенародным праздником.

В это день я вспоминаю, поминаю своего отца - Виталия Петровича, он прослужил в ВДВ 5 лет.

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле