Скит прп. Саввы Сторожевского в Звенигороде разрушается из-за аномально теплой зимы

По слову преподобного Силуана Афонского, молиться за людей – кровь проливать. Но мирской человек молится мало, говорил подвижник, а монах – постоянно. «Благодаря монахам, на земле никогда не прекращается молитва; и в этом польза всего мира; ибо мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет»,– утверждал старец, наш соотечественник, подвизавшийся на Святой Горе Афон в конце XIX – первой половине XX века.

Монахи, искавшие место строгого уединения, где можно было бы все силы отдать стяжанию непрестанной молитвы, уходили в скиты. В прежние времена многие из них жили под духовным руководством старцев, отказываясь от своей воли, желаний и полностью полагаясь на волю своего духовного руководителя. Сегодня трудно найти и старцев, и безмолвные места. И все же скиты в наших монастырях возрождаются. Некоторые, правда, берут на себя функции подсобного хозяйства обители. Но есть скиты, в которых ростки духовной жизни – бодрствование и молитва, чтение Святых Отцов – пробиваются сквозь «чащу» суетливых забот современной жизни.

Как развивается скит преподобного Саввы, созданный при Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, об этом мы говорили с наместником обители архимандритом Саввой (Фатеевым), скитоначальником – игуменом Феодосием (Чинаделем) и подвизающимся в скиту иеромонахом Корнилием (Гапоненко).

Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев):

– Прежде, чем рассказать о сегодняшнем дне скита, я должен обратиться к истокам его возрождения. Оно, как у всех святынь Русской Православной Церкви, переданных ей в разные годы после десятилетий безбожия, было трудным. Скит, построенный в километре от монастыря в 1862 году на месте пещеры (которую, по преданию, выкопал сам преподобный Савва и где он в посте и молитве провел последние два года жизни), находился в плачевном состоянии. В годы советской власти из 17 построек 15 были уничтожены. Остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. Жили люди и в храме преподобного Саввы. В 1998 году должны были состояться торжества в честь празднования 600-летия обители и возвращения в нее честных мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Братия приложила много сил, чтобы к осени закончить так называемые консервационные работы. И 24 августа1998 года в скитском храме прошла первая после безбожного периода Божественная литургия.

– Но впоследствии совершать здесь службы оказалось опасно. Я помню, как православные СМИ с тревогой сообщали об усилении оползневых процессов: скит постепенно сползал в сторону реки Сторожка, из основания алтаря церкви выпадали фундаментальные блоки. Спасали скит всем миром?

– Действительно, всем миром. Как раз это было накануне второй знаменательной даты – 600-летия со дня преставления преподобного Саввы. И Святейший Патриарх Алексий II, зная о положении дел, призвал восстановить национальную святыню, придать скиту прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность. Многие благодетели откликнулись. Один из них – московский предприниматель Геннадий Петрович Булгаков – взялся полностью отреставрировать общежительный корпус, находившийся в ветхом состоянии. Благодаря содействию Александра Георгиевича Гладышева, который в то время являлся главой Одинцовского района, было сделано ограждение скита, двухполосная дорога, ведущая к нему, а также брусчатка возле скитского корпуса и храма. Еще большая заслуга Александра Георгиевича – это укрепление ползущего западного склона с помощью подземных бетонных столбов. Потрудилась на совесть ремонтно-строительная компания «Ресма»: ее высококвалифицированные работники сделали реставрацию храма внутри и снаружи. Колоссальная работа была проделана!

– И тогда же была восстановлена пещера преподобного Саввы, куда сейчас люди идут и идут, чтобы помолиться Звенигородскому чудотворцу?

– Да. Также был возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, по какому принципу назначается скитоначальник?

– Важно, чтобы это был человек, стремящийся к молитвенному деланию. Человек, остро чувствующий ответственность как за духовную жизнь скита (чтобы там каждый день совершалось молитвенное правило), так и за сохранение облика скита в надлежащем состоянии. Когда меня в феврале 2006 года назначили исполняющим обязанности наместника монастыря, отец Феодосий уже был скитоначальником. И все эти годы я видел, что, кроме того, что он и молитвенник, и хороший проповедник, он старается в точности исполнить благословение наместника, без благословения ничего не делает.

– Кто еще подвизается в скиту преподобного Саввы?

– Иеромонах Корнилий (Гапоненко) – тихий, сосредоточенный на внутреннем делании монах, много времени уделяющий молитве и чтению Святых Отцов; монах Арсений (Каныгин), который тоже стремится к молитвенному деланию. Почувствовав, что ему мало молитвенного правила, совершаемого в обители, что хочется подумать о своей душе подальше от мирской суеты, создаваемой паломниками, он стал проситься в скит. Мы его долго испытывали, потому что Святые Отцы не рекомендовали братии сразу удаляться из общежительного монастыря, высказывались против торопливости в таких вопросах. Спустя какое-то время Духовный Собор обители принял решение благословить отца Арсения на скитскую жизнь. А недавно мы благословили туда еще одного насельника – инока Савватия (Трифонова). Послушаний хозяйственного толка там немного: зимой, например, надо снег убирать, летом и осенью – ухаживать за небольшим огородом и несколькими ульями, заготавливать дрова на холодную пору года. Так что времени на сугубую молитву остается достаточно.

– Отец Савва, есть ли доступ в скит мирянам, жаждущим получить ответы на духовные вопросы?

– В классические скиты, основанные на правилах строгого общежительного устава, мирян не пускают. У нас, можно сказать, несколько неуставное правило: каждую субботу на Божественную литургию в скитской храм преподобного Саввы приходят и мирские люди.

Скитоначальник игумен Феодосий (Чинадель):

– Храм во имя преподобного Саввы Сторожевского, построенный над намоленной пещеркой преподобного, стоит в овраге, а над ним нависают песчаные склоны. Церковь была освящена ревностным хранителем православия святителем Филаретом (Дроздовым) в мае 1858 года. Скит в свое время посещали император Александр II, императрица Мария Александровна, Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Елисавета Феодоровна. Страшно подумать, что мы могли потерять эту святыню! Причин критического состояния здания много. Одна из них заключалась в нарушении системы отвода воды. В песчаных склонах были вырыты глубокие колодцы, чтобы туда стекались весенние воды и не давили на фундамент, однако после революции 1917 года эти колодцы оказались заброшенными. Стали трескаться своды церкви. Требовалось провести масштабные инженерно-ремонтные работы.

Стали их проводить, в результате чего удалось капитально укрепить фундамент церкви. Саму гору во многих местах пришлось сверлить и вбивать туда трубки где-то метров по десять-двенадцать, а в них заливать раствор. Делалось это для того, чтобы гора не ползла, не давила на храм. Еще, чтобы гора не давила на грунт, из-под храма, стоявшего на песке, столько этого песка – в тележках, вручную – было вывезено! Был сделан под храмом подвал, что уменьшило на него нагрузку. Но это инженерно-технические тонкости. Главное – храм спасли! И двухэтажный каменный братский корпус капитально отремонтировали, полностью сменили в нем «начинку».

– Батюшка, стены удалось укрепить, удалось победить разруху. А как укрепляется духовная жизнь в скиту?

– Духовное строительство оказалось самым сложным в наши дни. Оскудение монашества и наставников умного делания – реалии времени, которые нельзя сбрасывать со счетов. И все же впадать из-за этого в смертный грех уныния тоже непозволительно. Несмотря на то, что враг рода человеческого нацеливает мир на рассеянное внимание, катастрофически удаляющее человека от Бога, возможность сокровенно молиться и духовно совершенствоваться у современного монашества есть. И тот монах, что стремится к христианскому совершенству, должен воспользоваться этой возможностью в полной мере.

Иеромонах Корнилий (Гапоненко):

– Я твердо убежден, что в первую очередь надо стремиться к тому, чтобы себя образовывать, а затем уж наставлять других людей. Нужно стремиться самому прежде пройти путь духовной брани, в которую вступает всякий, желающий нести благое иго Христово. Вот читаю «Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского» и вижу: будучи таким же человеком, как мы, он достиг святости через постоянную борьбу с греховными страстями. Каждый день, каждый час он боролся, чтобы Евангельская заповедь была исполнена, и победил!

В нашем монастыре имеется хорошая библиотека, фонд которой составляет 6,5 тысяч томов. Но у меня в скиту есть свои настольные книги, которые я читаю-перечитываю и замечаю удивительные вещи (хотя воля Божия всегда удивительна): когда я прилагаю усилия к тому, чтобы поступить, как советуют в своих трудах духоносные отцы: живший в VI веке преподобный авва Дорофей или известный русский подвижник, духовный писатель XIX века Святитель Игнатий (Брянчанинов), или почти наши современники валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) и игумен Никон (Воробьев), – все получается, как они говорят. Поступаю вопреки их советам – получаю противное. То есть действительно их труды, размышления, письма написаны водительством Духа Святого. А меня Господь проверяет на практике: усвоил ли я прочитанное только умом или сердце тоже согласилось? Сколько раз Господь посылал мне такие жизненные испытания, чтобы все это закрепилось на практике!

В этот день мы стали свидетелями неприятной сцены, омрачившей знакомство со скитом преподобного Саввы Сторожевского. Рядом с двухэтажным корпусом на территории скита (там находятся кельи монахов, домовый храм Святителя Николая чудотворца, богослужения в котором совершаются в дни памяти великого угодника Божия) послышались возбужденные громкие голоса. Трое мужчин неспешно шли по дорожке и разговаривали о ресторанных счетах, сортах виски. Какое уж тут безмолвие? Наместник монастыря архимандрит Савва сказал, что, видимо, следует внутри огороженной территории скита (а это, по его словам, территория немалая) выделить какое-то пространство, куда бы мирские люди не могли заходить, чтобы монахи не страдали от бесцеремонности внешнего мира и сохраняли свое внутреннее устроение.

На вопрос, каким ему видится будущее скита, отец Савва ответил, что, даст Бог, в скиту станут совершаться и ночные службы, как на Афоне. Будет в ночные часы возноситься в небо молитва с того благословенного уголка русской земли, где первый игумен Сторожевской обители святой Савва – ученик преподобного Сергия Радонежского – более шести столетий назад выкопал себе тесную пещерку для безмолвного жития и творил молитвенный подвиг.

Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф Владимир Ходаков

В одном из живописнейших уголков Подмосковья, близ древнего Звенигорода, под сенью вековых лип белеют стены православной обители. За шесть столетий своего существования Саввино-Сторожевский монастырь пережил много событий. Приход преподобного Саввы на Звенигородскую землю и собирание первой братии по сей день остаются легендарным и недосягаемо ярким периодом в истории монастыря. Стабильное, обеспеченное положение в ХV-XVI веках было уничтожено пожарами и грабежами Смуты. Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в XVIII веке, а благополучное состояние XIX столетия - разорением советского времени. Но, несмотря на опустошение, намоленность храмов и благодатное прошлое влекли сюда православных.
"Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским", - отметил Святейший Патриарх Алексий на торжествах празднования 600-летия основания Саввино-Сторожевского монастыря 22 августа 1998 года.
С этого момента была открыта новая страница в летописи обители.
...Покои наместника монастыря, обязанности которого ныне исполняет игумен Савва, располагаются в старинном здании дворца царя Алексея Михайловича. Интерьер приемной по-монашески скромен, но уютен. Сквозь малые оконца в саженной толщины дворцовых стенах в кабинет заглядывают лучи заходящего солнца. Игумен Савва гостеприимным жестом предлагает устраиваться поудобнее. В его напряженном расписании выкроился десяток минут для беседы.

- Ваше Высокопреподобие, известно, что в следующем году будет официально отмечаться 600-летие со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Но по некоторым предположениям дата преставления преподобного - 1406 год. Как бы вы прокомментировали эти разночтения?
- Речь можно вести о мнении некоторых историков, согласно которому кончина преподобного Саввы датируется декабрем 1406 года. Наверное, для такого утверждения имеются свои основания, свои аргументы. Продолжается поиск, продолжаются кропотливые изыскания в архивных документах. Этот процесс, несомненно, еще не закончен, но стоит ли затягивать по этому поводу диспут?
В главном - высочайшей оценке преподобного Саввы Сторожевского в духовной истории нашего Отечества, в становлении российской государственности - светские историки, работники культуры и церковная общественность единодушны. Поэтому мы приняли приглашение к участию в научно-исторической конференции, посвященной памяти преподобного, которую проведет Звенигородский музей в конце этого года.
- Какие имеются аргументы в пользу утверждения, что кончина преподобного Саввы последовала в 1407 году?
- Весьма веские. История Церкви - это, прежде всего, история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Естественно поэтому, что и от церковной истории, и от церковного историка следует ожидать - "по тщательном исследовании всего сначала", как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), - благочестивого повествования о событиях. И здесь в первую очередь для нас важна церковная традиция. А согласно ей, дата преставления преподобного Саввы Сторожевского приходится на 3/16 декабря 1407 года. В этом контексте уместно вспомнить, что 500-летие кончины преподобного широко отмечалось по всей Российской империи именно в 1907 году.
В качестве аргумента можно привести строки из Слова святителя Дмитрия Ростовского "Преставление преподобного Саввы Сторожевского": "Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании передал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца в 1407-м году". Эта же дата приводится в популярнейшей книге авторитетного русского духовного писателя ХIХ века графа Михаила Владимировича Толстого "Рассказы из истории Русской Церкви", ее придерживаются и такие знатоки истории Звенигорода, как С.Смирнов, Б.Огнев, Н.Воронин, Ю.Робинов. Этот список можно продолжить.
- Отец Савва, пожалуйста, расскажите подробнее о предстоящих празднованиях.
- По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия празднование юбилея будет проходить на общецерковном и государственном уровне. Уже составлена предварительная программа мероприятий на весь 2007 год. Они начнутся в январе театрализованным рождественским спектаклем, который представят воспитанники Социально-реабилитационного центра Саввино-Сторожевского монастыря. Вниманию общественности будут предложены тематические выставки, научные конференции, праздничный вечер в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, фестиваль колокольного звона. Предусмотрены также спортивный и детский проекты.
Надеемся, что в день памяти преставления преподобного Саввы 16 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий совершит в обители праздничное богослужение и подведет итоги юбилейного года. Мы намерены показать, что дух преподобного Саввы, выработанный им образец церковно-государственных и внутренних монастырских взаимоотношений жив и по сей день. Хочется подчеркнуть, что юбилейные мероприятия, подготовленные Саввино-Сторожевским монастырем, рассчитаны не только на православных верующих и людей, увлекающихся русской историей. Они заинтересуют и тех, кто занимается проблемами церковно-государственных отношений, кто пытается оценить роль и место Церкви на современном этапе развития российского общества. Кому, в конце концов, не безразлична судьба Отечества в наступившем тысячелетии.
Судьба государства часто переплеталась с бытием нашей обители. Начиная со времени своего основания, монастырь служит примером церковно-государственных отношений, взаимовыгодного сотрудничества между духовенством и светскими властями. Так, преподобный Савва наставлял и ободрял князя Юрия Дмитриевича, молился за него, и тот с великим уважением и благоговением оказывал всяческую поддержку новому монастырю. Царь Алексей Михайлович Романов, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса Лавры, расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь и даже лично руководил монашеским хором. Сестра Петра I царевна Софья укрывалась на Стороже во время Стрелецкого бунта, в благодарность построив в обители просторную Преображенскую церковь. Весьма благоволила к обители и часто инкогнито посещала монастырь святая великомученица Елизавета Федоровна, пожертвовавшая особую лампаду к мощам преподобного Саввы.
А вот пример уже из сегодняшней жизни - в день Рождества Христова 2004 года монастырь посетил глава нашего государства В.В. Путин. Постоянное внимание монастырским нуждам оказывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который является настоятелем обители. Часто нашими гостями оказываются министры и главы регионов. Надежное, плодотворное сотрудничество сложилось у монастыря с Правительством Московской области, администрацией Одинцовского района, звенигородскими властями.
Так, поддерживая друг друга, опираясь на нравственные заповеди, власти духовная и светская могут и должны совместно выстраивать здание российской государственности, крепить духовность российского народа. Именно в таком союзе - несокрушимость и самобытность нашего земного Отечества. Не случайно в Юбилейном послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из службы, которые именуют преподобного Савву "забралом Москве, царству утверждением, всем сирым прибежищем".
- Вы упомянули, что при монастыре действует Социально-реабилитационный центр. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
- Для нас это особо важный, можно сказать, бессрочный проект, в рамках которого при обители действует приют для "проблемных" подростков. Впрочем, мы не отказываем в попечительстве и детям из просто малообеспеченных семей. Дети, в силу жизненных обстоятельств лишенные детства, порой с не по-детски исковерканными судьбами, - это наша общая боль и забота. Те, кто нашел призор под кровом монастырского приюта, всегда сыты, одеты, обуты, получают нормальное образование и воспитание, а главное, духовно растут и крепнут под неусыпным пасторским водительством. В плане социального служения монастырская братия окормляет также военнослужащих, заключенных, престарелых. Кроме того, при обители учреждены богословские курсы, паломнический центр, работает издательский отдел...
Наша беседа прерывается настойчивым телефонным звонком. Отец игумен извиняется - ничего не поделаешь, времени на разговоры больше нет...
Отшумят торжества по поводу 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, завершится череда величественных богослужений, смолкнут торжественные песнопения. Жизнь братии вернется в прежнее, умиротворенно молитвенное русло. Но затеплится и окрепнет огонек любви, упования и духовной радости в сердцах тысяч православных - тех, кто молитвой и посильной помощью помогал монастырю провести торжества и возвеличить Господа, славимого во святых Его. И придет осознание того, что православные подвижники прошедших веков - наши верные спутники и помощники в наступившем третьем тысячелетии.

Беседовал И.Тарасевич

О необходимости принять срочные меры по спасению скита преподобного Саввы Сторожевского сообщил эконом Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря игумен Петр (Дергунов). Постройки скита разрушаются: из-за аномально теплых зимних месяцев усилились оползневые процессы. По словам о. Петра, выпадают фундаментные блоки из основания алтаря храма прп. Саввы. «Есть опасность, что алтарь этого храма и пещера прп. Саввы, находящаяся под ним, могут быть разрушены», — отец Петр.

Наместник Саввино-Сторожевского мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) также выразил тревогу по поводу состояния зданий скита: «Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы — укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», — сообщил игумен Савва.

Как рассказал игумен Петр, за последние годы в монастыре велись большие восстановительные работы — обитель готовилась к памятной дате: 600-летию со дня преставления прп. Саввы, которая отмечается в 2007 г. «На протяжении последних лет основные средства благотворителей были направлены, в основном, на восстановление самого монастыря. Скит находился у нас на положении «скромного родственника» — в 1998 г., когда праздновали 600-летие основания монастыря, там были проведены консервационные работы. Но за последние 8 лет работы носили эпизодический характер, т.к. средств на восстановление скита было явно недостаточно», — отметил эконом.

Монастырь пригласил сотрудников реставрационного объединения «Инженерная геология исторических территорий», которые обследовали состояние Малого скита и дали «строгое заключение», предписывающее предпринять срочные меры в течение полугода. Были найдены подрядчики из известных реставрационных организаций, которые составили сметы — порядка 120 млн.руб. По словам о. Петра, эта сумма «реальная, но заоблачная для монастыря», который на средства благотворителей содержит приют (35 мальчиков в возрасте от 4 до 17 лет), постоянно помогает инвалидам, престарелым, беспризорным детям, и все эти социальные программы только расширяются. Однако монастырская братия не теряет надежды и молится о восстановлении скита.

Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преп. Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преп. Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями. По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.

«Необходимо собрать все усилия — братии, историков, реставраторов, власть предержащих, чтобы не дать погибнуть святыне и памятнику федерального значения», - заключил о. Петр.

Как сообщает сайт Саввино-Сторожевского монастыря, в юбилейном 2007 году в скиту преподобного Саввы планируется осуществить следующие работы: отвод ливневых стоков, террасирование окружающего рельефа с укреплением склонов и устройством подпорных стенок на прилегающей к скиту территории, дренирование верхней части склона, укрепление фундамента и стен, выполнение гидроизоляции и др.

Совсем недавно восстановить национальную святыню — скит преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде, призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находясь в декабре 2006 г. в Саввино-Сторожевском монастыре на открытии юбилейного года, посвященного памяти святого Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея Руси чудотворца. «Юбилейные торжества 2007 года должны пройти не только в монастыре, но и в возрожденном скиту святого Саввы, который надо восстанавливать и которому надо придать ему прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.

1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, после Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре открылась церковно-научная конференция «Преподобный Савва — «забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного.

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

July 7th, 2012

1. Звенигородская старина

Итак, по счастливому совпадению, путешествие моё началось с Мозжинки, где, как уже писалось в первой части, располагалось одно из дьяковских городищ. К сожалению, найти его точное месторасположение по указаниям в "Археологической карте России" не удалось... отчасти из-за того, что берег Москва-реки в ближнем Подмосковье представляет собой лакомый кусок для разного рода богатеев, отчасти из-за того. что дачи РАН, расположенные в Мозжинке ныне огорожены всевозможными заборами, и наконец от большей части из-за того, что дорога к предполагаемому городищу шла по непроходимому бурелому на склоне оврага, что в сочетании с бессонной ночью, палящим солнцем и тяжеленным рюкзаком было существенным отягчающим обстоятельством. Название этого место - Мозжинка - привлекает внимание своим неславянским звучанием. Не сможет ли оно пролить свет на языковую принадлежность более древних обитателей края? Е. М. Поспелов возводит название к русскому некалендарному имени Мозжа ("Географические названия Московской области. Топонимический словарь.", Москва, 2007, стр. 367). Однако один из местных жителей, бывших в нашей купальской компании, поведал, что деревня называется от речушки Мозжа, а также забавное народное топонимическое предание о том, что это потому, что здесь некогда обитали разбойники, "мозжившие" всем головы. На этой версии мы заострять внимание не станем (это как Яхрома от царевны, воскликнувшей "Я хрома!" и прочие истории, никак не связанные с реальностью). К сожалению, кроме единичного устного свидетельства мне не удалось найти сведений о ручейке Мозже, текущем здесь... Зато есть река Мозжинка, протекающая на стыке Башкирии, Татарии, Удмуртии и Перми. Возможно ли финно-угорское происхождение этого топонима? В данном случае, судить не возьмусь.

Фотография очень слабо передаёт крутизну этого оврага

Дальше предстоял четырёхкилометровый переход до звенигородского Городка через территорию самого города, вдоль магистральной дороги, прямо скажем, без большого удовольствия, и в самом городе внимание моё привлёк разве что вот этот памятник: князю Юрию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, при котором в конце XIV - начале XV века город достиг наибольшего "расцвета" в качестве удельно-административного и торгового центра, и "святому" Савве, основателю Саввино-Сторожевского монастыря по благоволению того же князя Юрия. Сей скорбный монумент олицетворяет собою извечную нашу российскую "симфонию властей", соединяющую тиранов духовных и угнетателей мирских с тех самых пор. как русская жизнь была отравлена сложением централизованного государства и насильственным крещением в православие, проведённым по инициативе всё того же государства... с тех пор крест и скипетр рука об руку простираются над всеми горестями нашей земли.

На подступах к Городку - историческому центру Звенигорода, месту первой княжеской крепости на месте города, перпендикулярно руслу реки Москвы вклинивается улица Красная Горка, уходящая резко вверх. Название, разумеется, не случайно. Это тот случай, когда имя улицы прямо наследует от локального географического объекта, что подтверждается крутым подъёмом данной улицы. Красными горками на Руси называли возвышенности, раньше других освобождающиеся от снежного покрова весной и служившие местом народных языческих торжеств. И в Подмосковье и во многих других регионах нашей страны название Красная Горка достаточно широко распространено. Это значимое для духовной жизни наших предков место непосредственно прилегает к бывшей крепости с востока, здесь же поблизости были городские посады, расположившиеся за крепостной стеной.

Подъём на Красную Горку

Сам Городок, он же звенигородский Кремль, являет собою небольшую площадку на довольно крутом холме, с трёх сторон окружённом оврагами, а с четвёртой - резким склоном в долину Москвы-реки. На городке сохранились старинные церкви, хорошо сохранился крепостной вал, кажущийся прямо таки громадным на фоне оплывших валов более древних городищ. Здесь снова резко дали о себе знать уже упоминавшиеся усталость, рюкзак и жара вместе с жаждой. Это было прямо таки изменённое состояние сознание сознания. Мне показалось, что я в шкуре средневекового перехожего калики, что охаживал своими пыльными башмаками сотни вёрст родной земли, ничего не ища, но идя навстречу и встречая, и вновь в пути...
Пройдя за Городок я очутился в лабиринте глубоких оврагов, поросших густым лесом... Я диву дался, как этот город ухитрились дважды взять татары и однажды поляки в Смутное Время, как их конница и пешие полки не увязли в этом лабиринте, не осеклись об угрюмые обрывы крепостного вала?

Кстати, прямо из склонов этого холма бьёт несколько ключей, почитающихся в народе за священные и целебные. К "парадному" роднику, бьющему со стороны дороги и основного входа на Городок, оборудован подход и все условия для сбора воды, чем там постоянно и занимается жиденький, но не прекращающийся поток посетителей. Мне же, честно говоря, вода оттуда показалась невкусной и отдающей серо-водородом... Два ключа в более отдалённом месте, на западном склоне холма, производят куда более чистое и девственное впечатление.

Крепостные валы на Городке, вид изнутри

Один из родников на западном склоне

Теперь путь лежал к месту второго дьяковского городища, что, по указанию в "Археологической карте", должно было находиться в "300 метров к западу от Городка, у ответвления шоссе к д/о Связист, 100 м. от русла, при впадении оврага в долину"... Однако на предполагаемом месте опять едва ли можно было различить следы древних. возможно, оно и вовсе сгинуло под дорожным асфальтом и пансионатной застройкой. Лишь угрюмая почерневшая деревянная статуя советского времени, изображающая богатыря, словно хмурый древний идол возвышается примерно на месте обитания древних "дьяковцев".

К Саввино-Сторожевскому монастырю я уже и вовсе еле плёлся. Кажись, было все +35, хорошо восславили Солнышко накануне! Но после непродолжительного полудремотного отдыха на автобусной остановке в Саввинской Слободе, тоже кстати весьма старинном поселении, ровеснице монастыря, я начал карабкаться в гору, на вершине которой виднелись островерхие крепостные башни и купола... Чтобы пояснить, почему мне на каждом шагу приходилось покорять вершины, словно бы я в Альпах, а не на равнине, уточню, что путь мой в целом пролегал вдоль течения Москвы-реки, по её левому берегу, где сразу за пологой долиной, чуть поодаль от реки начинается длинная гряда холмов, идущая также вдоль реки. на этих-то холмах и расположились многие исторические достопримечательности...

Как вы, должно быть, уже догадались никаким мощам я поклоняться не стал, равно как и свечки не ставил:-) правда грешным делом прикупил в церковной лавке свежего хлеба и медовухи, поскольку с ночи был не емши- не пивши (кстати, цены святые отцы ломят весьма немилосердные)... Вновь посетил местный краеведческий музей, освежил память. В этот раз особенно пристально разглядывал немногочисленные выставленные находки из "домика мёртвых", поскольку к стыду своему я впервые обратил должное внимание на то, что один из немногих дьяковских погребальных памятников находится именно здесь. Потом наслаждался видом с местной смотровой площадки у монастырской стены, вид и правда великолепный, а ещё там был вожделенный тенёк.

Вид с монастырского холма. Можно себе представить какой простор открывается с башен!

Коллекция находок дьяковской археологической культуры в Звенигородском краеведческом музее. А в верхнем левом углу - находки из того самого "домика мёртвых". Описанные в первой части моего повествования бронзовые привески и миниатюрные глиняные сосудики

Домик мёртвых и городище на Сторожке

Однако главным мотивом моего посещения монастыря был не музей и не хлебушек, а то, что он служил для меня ориентиром, чтобы найти самое древнее дьяковское городище на звенигородской земле. Согласно археологической карте, Место лежало в одном километре к северо-северо-западу от монастыря, на мысу левого берега Сторожки. Надо сказать, что после двух неудачных попыток найти места других городищ, я уже сильно сомневался в успехе своего предприятия... Тут мне немного помогла консультация со смотрительницей музея, подсказавшей, где проще пройти берегом речки. Левый берег сторожки являет собой, не сказать, что крутой, но довольно ощутимый склон длиной несколько десятков метров, ведущий в самый низ речной долины. По верху этого склона пролегает дорога от монастыря к монашескому скиту, святому источнику и дому отдыха. Это очень сильно облегчило поиск - поскольку в самом низу городище быть не могло (так вообще не бывает. да и в карте указана высота 27-30 метров над рекой), на склоне тоже особо не разживёшься, мне оставалось лишь искать подходящие плоские площадки у самого склона и окружённые оврагами. Мне удалось это не с первого раза, но вот... взгляд мой упал на тропу, ведущую в сторону от дороги к оврагу, но при этом немного вверх, и вот - радостное предвкушение сменилось эйфорией. когда стало отчётливо видно, как тропа перемахивает через оплывший вал и ведёт дальше на весьма характерную площадку, окружённую со всех сторон кроме одной овражками. Это оно! Здесь жили достойные люди давно минувших лет, я стоял и смотрел вниз на длинный лесистый спуска там же, где полторы тысячи лет назад стояли они, там же, куда и спустя столетия их потомки приносили прах своих почтенных предков. Удивительное чувство обуревает меня всякий раз. когда я в таких местах.

На этот раз, однако, радость моя была сильно подгажена половником дёгтя в виде мусора и алко-столика, вносивших в общую атмосферу ощущение бомжатника и осквернения. Надо бы там устроить субботник! Облазив городище и побыв там некоторое время, я понял. что надо бы сюда вернуться - в более сосредоточенном настроении...

Тропа форсирует три вала, которые тысячелетия назад были призваны остановить врага при подступе с незащищённой оврагами стороны

Весёлый столик. Нет, здорово конечно, но почему именно здесь и почему бы мусор за собой хотя бы не унести?!

Яма от раскопок, в центре площадки городища. Возможно именно здесь располагался "домик мёртвых"

Починка моста на Сторожке и отъезд

Хронологический принцип неумолимо требует от меня поставить один их самых интересных эпизодов путешествия в самый конец. В этот раз получилось до неприличия много букв, да и потом я с горечью чую, что мой стиль письма год от года становится всё более тяжёл и громоздок.... Но надеюсь, кто-то всё же читает ещё эти строки.

Итак, с городища я отправился к святому роднику, рядом с которым, как мне сказали, должен был быть мост через речку и дальше можно было бы пройти на станцию окружной железной дороги (БМО), где как раз должна была быть вечерняя электричка...

Но на подходе я увидел. что мостик со своего места вывернут, вокруг возится толпа мужиков, среди них пара монахов и священник, а чуть поодаль ходят и причитают живописные тётушки в косынках... я почти машинально решил пройти мимо и искать брод выше по течению. не то. чтобы мне не хотелось помочь разобраться с мостом. Просто, "в одном челне" с попами мне право не уютно. Есть у меня на это ряд своих причин. Но одна из тётушек заприметила меня и позвала на помощь. поведав попутно, что мост "снесло водой" (не знаю, правда, что это за паводок там у них в конце-то июня, что вода мосты уносит?). Ну тут отказываться вариантов не было, и я присоединился к коллективному труду. Коллектив был тот ещё: толпа человек пятнадцать алкоголично-гопницкого вида мужичков с южнорусским или украинским говорком, руководимые уже помянутыми представителями священства. Кто были эти мужички? Монастырские трудники или ещё кто? Для меня осталось это тайной. Головой был отец Феодосий, игумен скита святого Саввы, про него кое-что есть в сети даже. Он, похоже, ветеран Афганистана. Мне он предстал как такой грубовато-простоватый и слегка экзальтированный старец с седой бородой. Любопытно было наблюдать за его взаимоотношением с остальными: он явно пользовался определённым авторитетом, хотя и достаточно зыбким и неформальным.
Деятельность заключалась в том, чтобы, пихая и перекатывая, водрузить на своё место мосток, сколоченный из трёх массивных, прямо неподъёмных, брёвен и досчатого настила... Долго ничего не получалось, в итоге примостили кое-как, до приезда трактора. За это время я успел схлопотать от отца Феодосия по рукам, то ли за нерадивость. то ли за площадную брань. Вообще работка не из простых. Очень горьким для меня эпизодом стал момент, когда отчаявшись справиться только руками, решили подложить под мост брёвна, чтобы катить по ним. Ну и разумеется "венцы божьего творения" в растеньях ни малейшей ценности не видя, принялись рубить живые деревца на берегу. Теперь жалею и друзья упрекают, что постеснялся запечатлеть Феодосия, рассекающего по берегу с бензопилой в руках. Попутно к реке подбегали тётушки-косыночки - просили Феодосия их благословить, что было довольно забавно. Говорить за деревья я им ничего не стал. ясно было, что от этой публики я бы получил в лучшем случае насмешки. Но вот, мост стал проходим и, смущённо выслушав похвалы и благодарности отца Феодосия в свой адрес, я в смешанных чувствах отправился к станции.

Слева, на заднем плане, уже за рекой, кирпичные постройки скита Саввино-Сторожевского монастыря. вид со станции

Станция это отдельная песня. Станция Дюдьково. Она необычная - она на Большой Московской Окружной железной дороге, которая соединяет все радиальные железнодорожные ветки из столицы и по которой гоняют, в основном, товарняки. Однако три раза в день (на разных участках по-разному) ходят и электрички. Станции тут низенькие, плиты на земле. Электрички стабильно ходят с опозданием, а на подъезде помощник машиниста спросил меня с подножки кабины, куда я еду - на станциях, где никто не стоял и никому не надо было выходить, поезд попросту не останавливался. В общем, ощущение глухой железной дороги где-то очень-очень глубоко в глубинке... Вспомнилось как летом минувшим я запрыгивал почти на ходу в поезд в Центральной Карелии, на станции Химолы... после высадки с той электрички приключения закончились - мне оставалось лишь добраться до постели и, наконец, забыться крепким сном...

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле