Ученые антропологи. Ученые - антропологи представили новое недостающее звено

15 сентября Тольятти посетил известный российский антрополог, кандидат биологических наук, научный редактор портала «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский. В культурно-досуговом центре «Буревестник» учёный выступил с лекцией «Жизнь простеца и хитреца: быт прошлого и его биологические последствия». Как выглядели и чем занимались люди былых времён, как условия обитания влияли на их здоровье – об этом и о многом другом можно было узнать на лекции.

Визит антрополога состоялся благодаря инициативе международного общественного движения «Сообщество молодых учёных». Именно эта организация приглашает ведущих деятелей науки в наш город. К примеру, в прошлом году в Тольятти Максим Лебедев – известный археолог и специалист по египетским пирамидам. Теперь же к нам с лекцией приехал эксперт по эволюции и происхождению человека.

Перед началом выступления в холле «Буревестника» проходил историко-развлекательный квест. На интерактивных станциях гостям предлагали смастерить факел из бумаги, отгадать древнерусскую загадку, построить башню из маленьких дощечек, а также поучаствовать в лотерее, где можно было выиграть различные сладости или книги учёных-антропологов.

Станислав Дробышевский – популяризатор науки, доцент кафедры биологических наук МГУ им. М.В. Ломоносова, лектор форума «Учёные против мифов». В 2018 году он стал лауреатом премии IV всероссийской премии «За верность науке» Министерства образования и науки Российской Федерации. С 1997 года регулярно принимал участие в археологических экспедициях: в раскопках древнегреческого некрополя Артезиан, палеолитический стоянки в Денисовой пещере (Алтай), в Московском Кремле, Ставропольском крае, Великом Новгороде и далее. Станислав Владимирович – автор многочисленных научных монографий, учебных пособий для студентов, популярного двухтомника «Достающее звено». Недавняя работа учёного – книга «Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей». Произведение является сборником рассказов, в которых автор пытается реконструировать быт древних людей из разных частей света – от Европы до Австралии. Как выразился глава наблюдательно-попечительского совета общественного движения «Сообщество молодых учёных» и организатор лекции Игорь Власенко , который и представил аудитории спикера, «к нам приехала рок-звезда от мира науки!».

«Научный рок-концерт» был посвящён жизни древних людей. Как утверждает Станислав Дробышевский, многие зачастую ошибочно представляют, что в прошлом люди были такими же, как сейчас. Конечно, жизнь людей прошлого во многом была похожа на нашу, но и многим разительно отличалась. Пища, жилище, социальный статус, профессия, болезни и привычки – всё это частично отразилось на их организме, а именно – на костях. Исследуя останки предков, учёные-антропологи теперь могут определить, чем при жизни занимались люди прошлого, не затрагивая при этом письменные источники или объекты архитектуры.

– Когда мы [учёные] находим какие-то археологические остатки – горшки, посуду, разбитые дома – не всегда очевидно, как по ним можно изучать быт людей, – рассказывает Станислав Дробышевский. – А как, например, узнать, хорошо ли людям жилось в прошлом? На самом деле, качество жизни отражается на самих людях. Об этом можно узнать даже спустя много лет по скелету.

По словам учёного, на костях находятся так называемые маркёры неспецифического стресса. Это значит, что у ребёнка прошлого случались жизненные проблемы, которые способствовали неправильному росту костей в организме. Дефекты формируются в младенческом возрасте и многие из них сохраняются на всю жизнь. Стресс может быть вызван чем угодно: голодом, холодом, войной, переселением на другое место обитания, эпидемией. Когда стресс происходит регулярно и длительно продолжается (иначе это на скелете никак не отразится), учёные могут заметить вызванные им дефекты. Когда бы ни умер человек, антрополог способен подсчитать, в каком возрасте и сколько раз у него были проблемы, повлиявшие на состояние здоровья. Один из самых распространённых маркёров стресса – это гипоплазия – недостаточное развитие эмали молочных или постоянных зубов.

– Когда мы [учёные] находим одного индивида с гипоплазией, это ни о чём особо не говорит. Может, у него одного были проблемы в жизни. А если есть могильник и частота гипопластических полосок большая, это значит, что конкретно с этой группой стабильно было что-то не так, – подчеркнул лектор.

Станислав Владимирович отметил, что есть масса синдромов и комплексов, образующихся в результате конкретного вида деятельности. Например, когда человек регулярно катается на лошади, по привычке он спрыгивает с неё на одну сторону и с размаху приземляется на ногу. При каждом спрыгивании с лошади происходят маленькие микроповреждения, и в колене человека нарастает костная ткань. Если такой дефект был обнаружен у человека прошлого, то можно предположить, что он был всадником. Следовательно, благодаря костям учёные способны выявлять род деятельности древнего человека.

Проблемы случались и с русскими князьями. Так, скелет Ярослава Мудрого говорит, что при жизни у него были боевые травмы, а также патология колена, из-за чего князь хромал на одну ногу. В летописи подробно рассказано о том, как убивали Андрея Боголюбского. Зверскому убийству находят подтверждение и археологи – на его скелете обнаружено множество следов от ранений. А у останков Ивана Грозного учёные выявили запредельную концентрацию ртути. Вещество входило во многие лекарства того времени, значит, его лечили от серьёзной болезни.

– Лекари Древней Руси не проводили параллелей: лечим ртутью – ему стало хуже – мы лечим царя неправильно. Они думали по-другому: ему плохо – значит, надо давать ему больше тех же самых лекарств, – заключил Станислав Дробышевский.

Лектор сделал утешительный для слушателей вывод: «Нам надо радоваться, что мы живём в двадцать первом веке – и живём не так, как люди былых времён. Никто нам по головам не стучит, саблями не рубит. Мы не работаем как лошади, а меняющийся климат для нас не преграда, поэтому свой скелет мы с дикой силой не изнашиваем».

После лекции слушатели спрашивали об одежде древних людей, о захоронениях монахов, о том, каковы шансы учёных найти замёрзшего человека или животного. Но самый лучший вопрос, по мнению лектора, задала девушка-альтистка: «Можно ли определить музыканта по костям?». Станислав Дробышевский шуточно ответил: «Чтобы выявить музыканта, нужно сначала понять, какие деформации происходят у музыканта в течение жизни. Со временем вы можете пожертвовать себя науке. А лучше организуйте для нас [учёных] толпу альтистов, чтобы просчитать все варианты дефектов. Тогда будем искать и музыкантов». Автор вопроса получил в подарок от организаторов книгу С.В. Гордеева «Магическая история мира».

В Лондонском музее естественной истории (London"s Natural History Museum), Великобритания, выставлены копии останков австралопитека Australopithecus sediba. Посетители музея получили возможность воочию увидеть то, о чем с 2010 года ведут жаркие споры палеоантропологи.


Американский палеохудожник Джон Гурше создал потрет австралопитека седиба

Группа антропологов из университета Йоханнесбурга в ЮАР начала раскопки в 2008 году в пещере Малапа, что на севере страны. Там ими были найдены более 220 костей древних гоминид.

В 2010 году, 2 года спустя, Ли Бергер и его коллеги обнаружили хорошо сохранившиеся останки нового вида австралопитека – австралопитека седиба (Australopithecus sediba), который является промежуточным звеном от австралопитеков к собственно человеку. Вероятно, австралопитеки, чьи скелеты нашли ученые, упали в большую яму, поэтому остались практически нетронутыми. Всего было найдено 2 скелета – молодой самки в возрасте приблизительно 30 лет, и молодой особи в возрасте 10–13 лет.



"Наличие многих "продвинутых" черт в устройстве скелета и черепа, а также уточненный возраст нашей находки позволяет нам предположить, что австралопитек седиба лучше подходит на роль предка рода Homo - нашего рода, по сравнению с "текущим" предтечей людей - человеком умелым (Homo habilis)", - заявил первооткрыватель "переходного звена" Ли Бергер (Lee Berger) из университета Йоханнесбурга в ЮАР.

У австралопитеков есть признаки, характерные как для людей, так и для шимпанзе. С людьми их сближают короткие пальцы, аналогичное нашему устройство черепной коробки и ноги, приспособленные для ходьбы. Однако эти приматы обладали длинными руками, их запястья были приспособлены для лазания по деревьям, а мозг был относительно небольшим при сравнении с первым "прямым" предком людей - человеком умелым (Homo habilis).



Палеонтологи под руководством Робин Пикеринг (Robyn Pickering) из университета Мельбурна, Австралия, вычислили точный возраст окаменелостей, который составил 1,977 млн лет. Результат был получен путем анализа соотношения изотопов урана и свинца в самих останках и в окружающих их горных породах. Таким образом, Australopithecus sediba появились в южной части Африки примерно в то же время, что и человек умелый.

Группа ученых, возглавляемая Кристианом Карлсоном из университета Витватерсранда (ЮАР), изучила устройство черепа австралопитека-подростка, погибшего в возрасте 12-13 лет. Изображение внутренней части черепа, полученное с помощью сканера, показало, что мозг австралопитека седиба был больше похож на мозг современного человека, чем на мозг его ближайших родственников - Australopithecus africanus.

Антропологи считают, что их находка намного ближе к роду Человек, чем к австралопитекам, и должна потеснить человека умелого в качестве первого представителя рода Homo. Однако не ученые с этим согласны.

Большекараганские люди - аркаимцы.

Благодаря археологам мы многое узнали о жителях Аркаима и Страны городов. Но в прошлом году ученые-антропологи подарили нам настоящую сенсацию. Они восстановили облик конкретных людей, погребенных здесь четыре тысячи лет назад. До сих пор мы могли лишь гадать, как выглядели аркаимцы. Известные антропологи Алексей Нечвалода из Уфы и Александр Хохлов из Самары сделали научную реконструкцию четырех наших древних земляков по методике знаменитого ученого М.М. Герасимова.

«Принцесса» из Кизильского

Первый женский портрет сделан на основании останков, найденных на территории нынешнего Кизильского района. Челябинские археологи ведут здесь раскопки с 2008 года. По времени Кизильский могильник предшествует Аркаиму. Но уникален он тем, что является одним из самых ранних курганных могильников Урала.

Группу археологов возглавляла здесь доцент кафедры археологии ЧелГУ, кандидат исторических наук Татьяна Малютина . Она рассказывает:

До этого над могилами курганов не сооружали. Движение племен ямной культуры считается самым древней миграцией индоевропейцев на территории степей Европы вплоть до Алтая и Енисея. Теперь же для погребения одного человека сооружался курган…

В одном из здешних курганов и был обнаружен скелет женщины. Ученые спорят о ее социальном статусе, но про себя называют ее «принцессой».

Принцесса.

Могила принцессы

Дело в том, что курган большой - 22 метра диаметром. Вокруг него - глубокий ров шириной три-четыре метра. По сути - маленькая крепость. Сделать такое сооружение было непростым делом. Какого-либо «инвентаря» в могиле «принцессы» археологи не нашли. Впрочем, в ту пору еще не сложилась традиция закладки предметов вместе с умершим. Тело было лишь посыпано охрой, видимо, существовал какой-то обряд, связанный с воскрешением - охра символизировала кровь, а значит, жизнь.

«Принцессе» на момент смерти было около 25 лет. От чего она умерла - сказать трудно. Татьяна Малютина говорит, что в то время человек мог умереть даже от простуды. Поэтому и жили мало - немногие доживали до 32 лет.

С клыком на груди

Александровский мужчина

А вот на груди второго человека, облик которого восстановили ученые, был обнаружен медвежий клык. А. Нечвалода изобразил его как амулет на шее, но это допущение ученого, а не факт. Клык мог быть положен уже в могилу. Мужчине тоже не больше 25 лет. Его останки были найдены группой археологов под руководством кандидата исторических наук Дмитрия Здановича уже поблизости от Аркаима, в могильнике Александровский-4. Здесь под расплывшимися уже курганами на большой глубине были найдены погребения с прекрасно сохранившимися скелетами.

Здесь мы также находим охру. В свете новых раскопок было представлено, что захоронения тоже оставлены ямными племенами, - говорит Татьяна Малютина. - Все погребения около Аркаима я условно называю погребениями патриархов Аркаима. Когда они были похоронены, самого Аркаима еще не было. Люди только освоили эту территорию, поняли ее смысл и задумали строительство крепости.

Молодые «граждане»

Две последние реконструкции - это уже собственно аркаимские жители. Эти люди младше первых двух примерно на 200-300 лет. Но возраст мужчины - предположительно 23 года.

Женщина - немногим старше. Она высокая - около 180 сантиметров, притом, что средний рост жителей Аркаима был около 170 сантиметров. Их останки были найдены в Большекараганском могильнике, одном из самых ярких курганов. Здесь много предметов: наконечники стрел, топор-тесло, булава, крюк. Бывало, в могилы вместе с умершим человеком клали жертвенных животных, в отдельных случаях до 20 туш, что говорит о некоем достатке. Но доктор исторических наук Геннадий Зданович уверен, что жесткого имущественного расслоения в Аркаиме все же не было. Социальная дифференциация зависела от авторитета, таланта, пола и возраста. Было ли такое «бесклассовое» общество следствием разумной общественной организации или его нужно объяснить более приземленными причинами, сказать сложно. Но профессор Зданович всегда настаивает: Аркаим способен дать нам важные уроки.

Такие же, как мы

Впрочем, обо всем этом много уже сказано и написано. А вот восстановленный облик жителей Страны Городов дает нам другую важную информацию. Как видим, аркаимцы, попади они сейчас в наше время, легко бы растворились в толпе. Они и впрямь очень похожи на нас.

Алексей Нечвалода и Александр Хохлов относят аркаимское население к древнейшим европеоидам, уточняя, что здесь смешаны две европеоидные ветви - среднеевропейская и средиземноморская. Присутствуют также и уралоидные признаки.

Что подтверждает ранее известное мнение ученых о том, что самое древнее население на Урале было финно-угорского происхождения (уралоиды). Оно существовало и развивалось здесь в единственном числе вплоть до энеолита (эпоха перехода от каменного века к бронзовому) и бронзового века. Только в бронзовом веке появляется здесь европеоидное население - «ямники». Они начинают смешиваться с уралоидным населением. Причем женщины несут большую степень уралоидности (антропологи говорят, что это даже заметно на реконструкциях), а мужчины более европеоидны.

Антропологи говорят, что при нынешних возможностях науки (и при достаточных средствах, разумеется) можно было бы легко получить даже геном жителей Аркаима.

Школа реконструкции Герасимова

В России вот уже 60 лет существует целая научная школа антропологической реконструкции облика человека по его черепу. Ее основателем является выдающийся ученый Михаил Герасимов. Его методика признана во всем мире и по сей день считается уникальной, а реконструкция - весьма точной. Михаил Михайлович воссоздал портреты безымянных древних людей, а также известных исторических персонажей. В их числе - Ярослав Мудрый и Иван Грозный, а больше всего сам ученый гордился тем, что воссоздал облик Тамерлана.

Результаты работ М.М. Герасимова хранятся во многих музеях мира, включая знаменитый Музей человека в Париже.

Метод Герасимова используют в своей работе и современные криминалисты, о чем хорошо знают любители детективов. Работа начинается с анализа черепа. Затем наступает черед графической реконструкции лица. Следующий этап - скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе с помощью пластилина или воска восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот. Герасимов разработал таблицу толщины мягких тканей.

Самое сложное - восстановить глаза, нос, рот и особенно уши. Но и здесь есть специальная методика. Например, хрящевую часть носа можно восстановить на основании формы краев носового отверстия черепа. Высота крыльев носа определяется по высоте расположения так называемого раковинного гребня, находящегося у самого края носового отверстия. Даже для восстановления формы и ушей и их оттопыренности существуют свои методики.

Завершается работа созданием скульптурного бюста с учетом исторических данных (если таковые существуют) - одежда, прическа, украшения. Надо отметить, что специалист, занимающийся реконструкцией, должен не только в тонкостях знать анатомию, но быть еще в значительной мере художником.

Алексей Нечвалода :

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться «читать» череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально «снять» с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Справка:

Алексей Иванович НЕЧВАЛОДА - антрополог, специалист по палеоантропологии и реконструкции лица по черепу, художник, завотделом антропологии Музея естественной истории Уфы. Автор многих печатных работ и серии графических и скульптурных реконструкций древнего населения Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Египта и других регионов.

Александр Александрович ХОХЛОВ - кандидат исторических наук, доцент, заведующий Палеоантропологической лабораторией естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет информационных систем и технологий
Кафедра информационных систем в экономике

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Знаменитые антропологи

Исполнитель:
Лютоева Марина Евгеньевна
Факультет ИСиТ 127 группа

Сыктывкар 2009

ВВЕДЕНИЕ
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которую изучают ученые антропологи.
Основная цель этой контрольной работы является выяснить, что изучает наука антропология и какие ученые занимаются этим вопросом.
Особое внимание, в данной работе исходя из поставленной цели, мы хотим уделить на великие достижения и открытия знаменитых антропологов мира.

ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИЯ
Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос - человек; логос - наука). Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в самой психологии. Таким образом, Антропология – это область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К Антропологии относят: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную Антропологию. Этот набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. В него включают медицинскую Антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др. В литературе существует мнение, что Антропология как область научного исследования объединяет собственно Антропологию, или естественную историю человека (включающую эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию человека); палеоэтнологию, или предысторию; этнологию - науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АНТРОПОЛОГИИ
Основываясь на разграничении исследовательских полей, можно дать следующую систематизацию Антропологии.
Философская антропология концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Она возникла как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии, как один из вариантов ее решения. “Что такое человек?” - проблема, поставленная Кантом, была позднее подхвачена Шелером, который полагал, что в известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое место в общей целостности бытия, мира и Бога. Проблематика философской антропологии разрабатывалась Геленом, Э. Ротхакером, М. Ландманом, Плеснером и др.
Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной идеи. Теологическая антропология представляет собой одно из направлений современного религиозного модернизма, в рамках которого религиозные мыслители ставят вопросы о сущности человека как двойственного по своей природе существа, рассматривают проблемы бытия человека в современном мире, трагические процессы роста бездуховности, исходя из основополагающих принципов христианского вероучения..
Культурная антропология - особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. В зарубежной литературе существуют различные подходы к выделению предметного поля этой науки. Понятие культурной антропологии используется для обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев, т.е. сравнительные исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Она развивалась в исследованиях Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных ученых К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского, М.И. Кулишера, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза (Тан) и др.
В 20-30 гг. в США возникла антропология психологическая, которая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Основным предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях различного культурного окружения.
Антропология биологическая (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание на биологии человека как вида. К настоящему времени А. понимается не только как наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология), а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела).
После Второй мировой войны исследователи обращаются к методологии структурно- функционального анализа, что приводит к появлению социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун и др.). Она исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека, и ряд других вопросов. Идеи социальной антропологии развивали Малиновский, Радклифф-Браун,
Одно из ведущих структуралистских направлений в А. - А. когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, X. Конхлин, С. Брунер и др.), которая занимается выявлением и сравнением “когнитивных категорий” в разных культурах. Это направление возникло в середине 50-х гг. в США в рамках развития методов формального семантического анализа. Окончательно оформилось в середине 60-х гг. В основе когнитивной А. лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания, организации и ментального структурирования окружающей действительности.

ЗНАМЕНИТЫЕ АНТРОПОЛОГИ
Михаил Михайлович Герасимов (1907 - 1970) -антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова».
Родился Михаил Михайлович Герасимов 15 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге, в семье земского врача. Отец был образованным человеком и прекрасным медиком, дед со стороны матери – художником.
Детство и юность его прошли в Иркутске. Интересы мальчика сформировались рано, чему способствовала богатая библиотека отца. С юных лет он мечтал о воссоздании облика древних людей. С 13 лет Герасимов занимался в анатомическом музее при Иркутском медицинском институте, работал и в Краеведческом музее. Эти занятия заложили основу будущих работ Герасимова в области реконструкции лица по его костной основе. Первые опыты его в области пластической реконструкции относятся к 1927 году, когда для музея им были сделаны скульптуры питекантропа и неандертальца.До войны Герасимов создал не менее 17 реконструкций лиц ископаемых людей и две реконструкции облика русских князей – Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
В Ленинграде ученый работал в Институте истории материальной культуры, заведовал реставрационными мастерскими Эрмитажа.
В Самарканде он участвовал во вскрытии усыпальницы Тимура и Тимуридов в мавзолее Гур-Эмир.
В 1938 г. обнаружили в гроте Тешик-Таш, расположенном в отрогах Гиссарского хребта к югу от г. Самарканда (Узбекистан), на высоте около 1500 м над уровнем моря, останки неандертальского мальчика, умершего в возрасте 9-10 лет.
Череп ребенка из грота Тешик-Таш (средний палеолит, Узбекистан).М.М. Герасимов полностью реконструировал облик ребенка из Тешик-Таша. Череп, по его словам, «значительно больше, мощнее современного черепа ребенка этого же возраста. Величина надбровья превосходит степень его развития у современного взрослого человека. Лоб покатый. Голова большая, тяжелая, особенно в лицевой ее части, рост небольшой, торс длинный. Ему всего 9-10 лет, а выглядит он старше своего возраста. Эта диспропорция в размерах головы и фигуры сочетается с очень сильными плечами и своеобразной сутулостью всей верхней части торса. Руки очень сильные. Ноги короткие, мускулистые. Весь этот комплекс признаков типичен для неандертальских форм».
С 1944 года Герасимов жил в Москве, работал в Институте истории материальной культуры, в Институте этнографии АН СССР.
За годы кропотливой работы М.М. Герасимов детально изучил анатомическую зависимость между строением лицевого скелета и мягких тканей лица. Им была разработана подробная шкала толщины мягких тканей на разных уровнях головы и лица. Изучены половые и возрастные различия в распределении этих показателей. Была исследована асимметрия мягких покровов, которая тесно связана с асимметрией лицевого скелета и в значительной мере определяет неповторимую индивидуальность человеческого лица. Он обнаружил ряд закономерностей в изменчивости толщины мягких тканей в зависимости от степени развития рельефа черепа. М.М. Герасимов впервые доказал, что, воссоздавая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства, если руководствоваться целым комплексом индивидуальных морфологических особенностей лицевого скелета.
Герасимов известен работами: «Основы восстановления лица по черепу» (1949), «Восстановление лица по черепу» (1955) и «Люди каменного века» (1964). На основе разработанного им метода создал реконструкции многих представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей (всего свыше 200). Работы Герасимова дают представление о внешности людей, живших на разных территориях (от Франции до Китая) в разные эпохи.
В 1950 году при Институте этнографии была создана Лаборатория пластической реконструкции. Её работой М.М. Герасимов руководил в течение двадцати лет, до самой смерти. Михаил Михайлович Герасимов умер в 62 года в 1970 году.

Эрик Р. Вульф - американский антрополог и историк-марксист австрийского происхождения. Эрик Вульф родился в Вене в еврейской семье Артура Георга и Марии Оссиновской. В 1933-1938 он жил в Судетах в Чехословакии. Расчленение Чехословакии по Мюнхенскому договору заставило семью Вульфа бежать из страны, чтобы избежать антисемитских преследований. Сначала она выехала в Великобританию (в 1938), а затем в Соединённые Штаты Америки, поселившись в Нью-Йорке.

Эрик Вульф участвовал во Второй мировой войне: он вступил в сформированную в июле 1943 10-ю горную дивизию армии США и в 1943-1945 сражался в её составе на Итальянском фронте, где и зародился его интерес к изучению других культур. После окончания войны и демобилизации значительной части американской армии правительство предоставило демобилизированным солдатам преференции в получении высшего образования. Как и многие из его боевых товарищей, Вульф не преминул возможности воспользоваться условиями «Армейского билля о правах» (GI Bill of Rights) и поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать там антропологию.

Средоточие антропологической школы Франца Боаса, Колумбийский университет на протяжении многих лет являлся передовым центром изучения антропологии в Северной Америке. К моменту поступления в университет Вульфа Боас уже умер, и его коллеги отказались от используемых им методов, предполагавших отказ от обобщений и создания комплексной картины в пользу детализированного изучения отдельных вопросов. Новым руководителем отделения антропологии стал Джулиан Стюард, ученик Роберта Лёви и Альфреда Крёбера, заинтересованный в создании полноценной научной антропологии, которая могла бы объяснить процесс развития человеческих обществ и их адаптации к условиям окружающей среды.

Вульф был в числе студентов, чьи научные взгляды сложились под влиянием Стюарда. Большинство учеников Стюарда, как и Вульф, были левыми по своим политическим убеждениям и исходили из материалистических взглядов на историю, что не мешало им плодотворно сотрудничать со своим менее политизированным наставником. К их числу принадлежали многие выдающиеся антропологи второй половины XX века, включая Марвина Харриса, Сидни Минтца, Мортона Фрайда, Стенли Даймонда и Роберта Ф. Мёрфи.

Диссертация Вульфа была написана как часть проекта Стюарда по изучению населения Пуэрто-Рико. В дальнейшем латиноамериканская тематика играла в творчестве Вульфа одну из важнейших ролей. После окончания учёбы Вульф принял должность преподавателя Мичиганского университета в городе Анн-Анбор. С 1971 он работал в Колледже Леман и дипломном центре CUNY. Помимо своей работы в Латинской Америке, он также активно занимался полевыми исследованиями в Европе.

Важность трудов Вульфа для современной антропологии усиливается тем фактом, что он акцентировал внимание на вопросах власти, политики и колониализма, тогда как большинство его коллег отошли от этих проблем в 1970-1980-ые годы. Самая известная книга Вульфа - написанная в русле мир-системного анализа Иммануила Валлерстайна и Андре Гундер Франка «Европа и народы без истории» (Europe and the People Without History) - с марксистских позиций объясняет процессы, вследствие которых Западная Европа в ходе Великих географических открытий обогнала в экономическом развитии другие регионы мира и подчинила их своему влиянию. Особое внимание уделено тому, как не-европейцы угнетались западным капитализмом через глобальные процессы, подобные работорговле или торговле пушниной. Развенчивая европоцентризм в целом и мифы об «отсталости» неевропейских культур, Вульф объясняет, что они не были «изолированными» или «застывшими во времени», а всегда были вовлечены в мировой исторический процесс.

В конце жизни Вульф предупреждал об опасности «интеллектуального оскудения» антропологии, отказавшейся от полевых исследований и связи науки с поточными реалиями и проблемами, занимаясь исключительно отвлечёнными вопросами «высоких материй». Эрик Вульф умер от рака в 1999.

БОАС Франц (1858-1942
и т.д.................

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле