Презентация современные рыцари. Презентация на тему "средневековое рыцарство"

МБОУ «Истимисская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края

  • «Средневековое рыцарство»
Средневековое рыцарство Рыцарь - это профессиональный воин, тяжеловооружённый всадник.
  • Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до
  • 90 кг; с течением времени росли их сложность и цена.
Рыцарь происходил из мелких феодалов и замыкал собой иерархическую лестницу феодального высшего общества. Рыцарям за их службу королю – верховному сеньору – выдавались земельные наделы.
  • Рыцарь
  • бароны
  • Рыцарь происходил из мелких феодалов и замыкал собой иерархическую лестницу феодального высшего общества. Рыцарям за их службу королю – верховному сеньору – выдавались земельные наделы.
  • епископы
  • графы
  • герцоги
  • король
  • верховный сеньор-король
  • Оружие рыцарей
  • Главная святыня рыцаря – меч
Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Герб и девиз располагались на щите, который был своего рода визитной карточкой рыцаря. Рыцарский герб
  • Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».
  • Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Затем - оруженосцами. Они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. И лишь после этого наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.
  • Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение его к правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией, которая называлась акколада.
В рыцарской среде постепенно сложился свод представлений об идеальном рыцаре, следовать которому считалось обязательным. Этот свод представлений назывался кодекс рыцарской чести. От рыцаря требовалось: - верно служить своему сеньору и королю; - быть храбрым; - быть готовым на подвиг во имя рыцарской чести или ради прекрасной дамы; - бороться с врагами христианской веры; - защищать слабых и обиженных; - быть верным своему слову; - быть щедрым, не скупиться. Главное занятие рыцаря – война. В мирное время рыцари охотились и участвовали в турнирах. Турнир – это боевое соревнование рыцарей. Рыцари жили в укреплённых каменных крепостях - замках. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон – главная башня замка, в которой проживал хозяин с семьёй. Информационные источники
  • http://meteleva.ucoz.ru
  • http://www.medieval-wars.com
  • http://gelfrad.narod.ru
  • http://alterego.tut.by
  • http://manger.ru/vsem
  • http://allcastles.ru
  • http://ancient-castles.org.ua/
  • http://www.vizitvangliyu.ru/screens/zamok/69.jpg
  • http://www.denastur.ru/cms/pict.php?img=files/picture_858.jpg
  • http://www.excurs.ru/history/Castle.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/20/dymba2-5.3/0_d623_36703109_XL

Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни,морально- этические ценности, личные идеалы… «Рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник». Строго говоря, немецкое слово Ritter стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Этот термин, пришедший в средневековую латынь из позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо просто военного, либо, в более широком смысле, практически любого человека, находящегося на королевской службе.


Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Происхождение.


Обучение и посвящение. В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.




Рыцарские турниры. Организовывались специальные рыцарские турниры. Их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла. При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.




Рыцарские доблести. «Рыцарскими заповедями» провозглашалось быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Доблести: Мужество Верность Щедрость Благоразумие Куртуазность Чувство чести Вольность


Лишение рыцарского достоинства. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. После церемонии бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача,то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства.




Что такое рыцарство. (Панкова Валерия и Клюев Павел) Воспитание рыцарей. (Дейкин Дмитрий) 7 рыцарских добродетелей. (Гурин Андрей) Посвящение в рыцари. (Басенцян Мисак и Брянцева Ирина) Кодекс рыцарей. (Сенашенко Мария и Брянцева Ирина, Клюев Паша) Рыцари в бою. (Ветров Геннадий) Рыцарские турниры. (Крамарова Дарья и Гурин Андрей) Замки средневековья. (Исаева Марина) Знаете ли вы… (Иванов Илья) Часть первая




Кто из нас не грезил о далеких временах доблестных рыцарей, благородных и преданных дамах их пламенных сердцах, о странствующих героях романов Вальтера Скотта, о благородных крестоносцах, возглавляемых Ричардом Львиное Сердце, смешном идальго Дон Кихоте с его верным Санчо Панса. Этот период романтического прошлого был далеко не таким безмятежным и славным. Мы, ученики 6 «А» класса, решили узнать об этом как можно больше и рассказать нашим друзьям и сверстникам об этом интересном времени. Наш 6а класс подготовил альманах «Рыцари Средневековья» Готовясь к нашему альманаху, мы узнали много информации о средневековых рыцарях. За информацией для альманаха мы обращались к дополнительной справочной литературе: энциклопедиям, справочникам, словарям. Предлагая собранный нами материал, оформленный в виде альманаха, надеемся, что он вам понравится и откроет много новых страниц в истории рыцарей средневековья и эпохи, в которой они жили …



Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период рассвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы – воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.


В латинском языке слове «миль» означало «солдат». В раннем Средневековье это слово уже обозначает не простых солдат, а лиц, составлявших частные армии, либо тех, кто считался элитой. Эти люди могли позволить себе дорогостоящую экипировку. А «вооружится» по всем правилам было не просто. Шлем, латы, меч стоили дорого. Хороший конь стоил дороже, чем корова. Поэтому военным делом могли себе позволить заниматься только вассалы или свободные люди. Реже владельцы земель вооружали несвободных сервов, давая им деньги на приобретение лошади и оружия. Теперь представление о «миле» - воине – уже неразрывно связано с верховой ездой. Во всей Западной Европе с 7 по 9 век развивалось представление о профессиональном воине, обучавшемся ратному делу в течение нескольких лет. Такие люди или имели свои средства на коня и оружие, или входили в свиту знатного сеньора, который также платил ему за службу. От остальных жителей рыцари отличались ещё и личным статусом. Во время войны рыцарь обязан был встать под знамя своего сеньора. Однако отношения с ним у рыцаря не строились, как у крестьян, по принципу «господин и слуга». Слово «сеньор» означало только «старший». В этом слове отражалось и по – военному братское отношение к своему командиру. Оно свидетельствовало об особых – товарищеских – взаимоотношениях. Зарождение рыцарства


Рыцарское сословие – особая каста Средневековья, военный класс. Дословно слово «рыцарь» означает «всадник», и неслучайно – рыцари всегда сражались верхом. Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем. Королям - чтобы использовать их в борьбе против других королевств, непокорных вассалов, крестьян и церкви. Феодалам помельче – графам и герцогам – против короля, соседей и крестьян. Крестьянам – против рыцарей, дававших вассальную клятву соседним владыкам. Такое разобщение – всё против всех – и стало главной причиной возникновения рыцарства. Произошло это в 9-10 вв. Рыцарство переживало разные времена. К вв. относится блестящий период рассвета рыцарства, позднее сменившийся упадком. В 10 – начале 11 века рыцари составляли определённую группу лиц, которых объединяло главное в их жизни – война. Конечно, были среди них рыцари и побогаче, и победнее, но образ жизни и те, и другие вели одинаковый. Они исключительно хорошо знали военное дело. Это отличало их от крестьян, которые должны были изо дня в день трудиться. И можно только представлять себе, как боялся простой крестьянин этого огромного воина на коне. В 10 веке рыцари сыграли огромную роль в борьбе с язычниками, защитив западный христианский мир.




Воспитание рыцарей начиналось с 7 лет. Юноша почти не бывал дома, в лесах сражался на палках, мечах и копьях. Занимался плаваньем и верховой ездой. В 10 лет он поступал в замок к своему синьору и получал звание пажа или валета. Паж выполнял обязанности слуги.. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 14 лет юноша получал звание оруженосца. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей.




У рыцарей были свои традиции, выполнение, которых являлось их долгом. Традиции требовали от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать «Семь рыцарских добродетелей». В «семь рыцарских добродетелей» входило: 1. -верховая езда; 2. -фехтование; 3. -искусное обращение с копьём; 4. -плаванье; 5. -охота; 6. -игра в шашки; 7. -сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.


Рыцарь должен был владеть не только этими навыками, но и приличным поведением за столом. В специальных поучениях на это счёт говорилось, что рыцарю не следует набивать рот обеими руками, вытирать нос рукой, ковырять ножом в зубах, распускать за столом пояс.



Посвящение в рыцари - символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне будущий рыцарь должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря. Чаще всего посвящение в рыцари производили к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве пажа проходил обучение у знатного, опытного рыцаря либо отца. Например, Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. своего 15- летнего сына Карла.


Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 13, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой. В ХI XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом, стало проникать в обряд христианское начало.


Ночь юноша-оруженосец провел в храме. Здесь, под темными сводами, в полной тишине, он стоял на коленях у одного из алтарей, где мерцали свечи перед изображением Георгия Победоносца, покровителя рыцарства. Огоньки тускло поблескивали на металле тяжелых доспехов, лежащих тут же перед алтарем. Но вот сквозь разноцветные стекла витражных витрин в храм проникали первые солнечные лучи. Юноша терпеливо ждал. Наконец загремели тяжелые засовы железных дверей. Теперь оруженосцу предстояло омовение в приготовленной ванне – в знак начала новой жизни. Потом он снова вернулся в храм. Храм уже был заполнен толпой родственников и гостей, съехавшихся из всех окрестных замков. Епископ начал молитву. Оруженосец смиренно исповедался, причастился и опустился перед епископом на колени. Тот благословил его меч и вручил оружие будущему рыцарю.


И тогда наступил самый волнующий, самый торжественный момент. Рыцари, молодые дамы и девушки облачили юношу в доспехи. Он преклонил колени перед своим сеньором, и тот трижды прикоснулся к его плечу мечом со словами: «Во имя Божие, во имя Святого Михаила и Святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен». Впереди торжественный пир в честь нового рыцаря, но прежде ему еще предстояло показать всем гостям свое воинское искусство. У выхода их храма ждал боевой конь; не касаясь стремян, юноша вскочил в седло и промчался во весь опор перед зрителями с копьем наперевес. Меткий удар, и чучело, облаченное в рыцарские доспехи, отлетело шагов на двадцать в сторону. Гости разразились криками восторга… Тысячи, десятки тысяч раз повторялись в средневековой Европе такие сцены. Вчерашний оруженосец после обряда посвящения становился полноправным членом особой касты – рыцарского сословия.




1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями. 2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий. 3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена. 4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. 5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. 6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую. 7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. 8.Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя. Рыцарский Кодекс Чести


9.Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем кто просит о помощи. 10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям. 11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. 12.Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. 13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы. 14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство. 15.Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде. 16.Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести. 17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.


Это интересно! Настоящий рыцарь должен был обходиться со своим пленником как с дорогим гостем, даже если до этого они были злейшими врагами не на жизнь, а на смерть. Ведь кто знает, мог наступить и такой день, когда сегодняшний пленник захватит в плен своего нынешнего господина. В бою рыцарь должен был нападать на врага в таком порядке: 1.Вражеский лидер. 2.Известные противники, вражеские флаги и штандарты. 3.Знатная или элитная конница врага. 4.Другая кавалерия. 5.Элитная пехота. 6.Лагерь и штаб. 7.Пехота. 8.Крестьяне и новобранцы.




Рыцари перед началом боя обычно выстраивались в линию и реже в глубокий боевой порядок – «клин». Для атаки в линию они строились «частоколом» - в одну разомкнутую линию на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Интервалы существовали для того, чтобы рыцари могли свободно действовать длинными копьями и маневрировать на конях. За рыцарями на некотором удалении стояли оруженосцы, а за ними – конные и пешие лучники и копейщики. Атака «частоколом» применялась чаще всего в рыцарских сражениях, то есть при столкновении рыцарских войск. Атака же «клином» - главным образом против войск противника, в составе которых действовала пехота. Иногда рыцари вступали в сражение не одной колонной, а несколькими. Колонны для атаки выстраивались рядом с определенными интервалами.


Рыцари в основном атаковали врага в конном строю. Рыцарская конница долго была главной силой средневекового войска. Если на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Перед сражением рыцарю должны были дать свежего коня и новое оружие. Каждый рыцарь старался выбрать противника познатнее, победа над которым могла бы принести больше славы.






Ры́царский турни́р военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI в. Родина турниров Франция «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (первая половина XI в.). Назначение турнира демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д.


На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья. Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте».


Такой поединок назывался тиост поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп. С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.




Появление замков, укрепленных жилищ феодалов, относится к временам правления Каролингов, королевской династии франков. Самым известным представителем династии был легендарный Карл Великий. Самые древние замки представляли собой укрепленное жилище феодалов на вершине скалы, опоясанной высокой и толстой стеной, сложенной из каменных глыб. Выстроенной из тех же каменных глыб дом представлял собой хорошо укрепленную крепость. Сейчас я расскажу, что находится внутри замка. Огромную залу, темную и от этого мрачную, освещал огонь камина – тоже огромного, от одного окна к другому. Посредине большой стол. Золотые огоньки пламени поблескивают на золотых и серебряных сосудах и посуде. На каменном полу – травы, и от этого комната пахнет, как летний луг. Такой была главная комната замка.


Сюда можно попасть с верхней площадки каменной лестницы, пройдя обширный коридор, который тянется вдоль фасада здания. Это светлая галерея, здесь много окон. Удобства в зале мало. Однако стремление к целесообразности не отменяло стремление украсить свой дом: пол в зале хотя и каменный, но разноцветный. Плиты правильно чередуется между собой и составляют своеобразный узор. Смягчают мрачность помещения и побеленные стены, местами расписанные красками, увешанные оленьими рогами, щитами, копьями. Есть и фрески, краски на них однообразны, но даже они оживляют стены.




1. У рыцарей особенным позором считалось убийство безоружного противника. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе одной «оплошности»: как-то в пылу сражения он убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда, увы, поправить что-либо было уже поздно. Он почувствовал, что не просит себе такого тяжкого греха, и дал обещание совершит пешее паломничество в одной лишь рубахе, чтобы замолить свой грех. 2. Конские доспехи включали в себя «латный намордник» на голову коня, «нагрудник» или нагрудные латы, и «латы на круп» для защиты боков животного. Доспехи всадника состоят из нескольких частей. Легкий шлем носили с высоким защитным приспособлением для подбородка или горла и нижней части лица. Такой полный комплект доспехов имели рыцари Центральной и Западной Европы в конце XV века. Лошади рыцарей прикрывались попонами. На них размещалось оружие всадника, но, возможно, кожаная или подбитая ткань защищали лошадь еще от не погоды.


3. Двуручный меч На закате рыцарских времен (в XIV в.) кроме обычного меча и копья появились и другие виды вооружения, например огромный меч – длиной до 2 м. Держать его можно было только двумя руками, поэтому он так и назвался - двуручным. Был меч и «в полторы руки». Получили распространение пальцы, секиры, бердыши, которые предназначались для промывания металлических доспехов и шлемов. Однако эти виды вооружения использовались в основном не рыцарями, а наемными регулярными войсками, пехотой. 4. Кольчуга Уже к середине XII в. все рыцари оделись в кольчуги. На гравюрах того времени можно увидеть, что стальные кольчуги закрывали воина с головы до ног: из них детали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги надевали полотняную тунику, защищавшую ее от воздействия влаги и солнечных лучей. Шили ее из дорогой ткани, украшали вышивкой – обычно изображениями родового рыцарского герба. Современники утверждали что двигаться в ней было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде.



Ричард Львиное сердце (1157 – 1199). Английский король Ричард первый получил прозвище Львиное сердце за свою он неистовую отвагу. Особенно он прославился во время 3-го крестового похода. Добираясь до Палестины на кораблях, Ричард захватил остров Кипр. В 1191 г. Двигаясь на Иерусалим во главе 100 тыс. крестоносцев, он разбил двухтысячное войско Саладина. Ричард появился на поле боя всюду, где было трудно, и врубался в ряды врагов. Войско Саладина бежало, но крестоносцы медлили и упустили возможность взять Иерусалим. Когда начался 1-ый крестовый поход ни меч, ни голод, ни чума не остановили крестоносцев. В 1099 г. Они взяли Иерусалим, истребив его жителей. В Палестине возникло Иерусалимское королевство крестоносцев. Но не прошло и ста лет, как Иерусалимом овладел султан Салах-ад-Дин (Саладин). В ответ на потерю Иерусалима начался 3-й поход, в котором и прославился Ричард. Ричарду 1-ому во Франции принадлежали немалые земли. Король Франции Филипп II (соратник по Крестовому походу) занял часть этих земель. В ответ Ричард 1-ый начал войну с Филиппом II. Во время осады одного из замков в Ричарда попала стрела, и он умер



Король Артур представлен как один из девяти достойнейших героев Средневековья. Молодой Артур, согласно преданию, стал королем после того, как добыл волшебный меч Эскалибур – меч владычицы чудесного озера. Король Артур прославился мудростью, мужеством, честью. Артур покончил с междоусобицами, объединил английские земли и изгнал саксонских завоевателей. Вместе с женой Гиньеврой он правил, находясь в красивом городе с названием Камелот. При своем дворе в Камелоте он собрал лучших рыцарей, чтобы все чувствовали себя равными, король и его рыцари восседали за круглым столом (именно из этих глубин времени пришло выражение «за круглым столом» – когда мнение каждого одинаково достойно внимания). После смерти Артура из вод озера поднялась таинственная рука и забрала меч Эскалибур.



Культ Прекрасной Дамы зародился в Южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда распространился по всей Западной Европе. Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремёсла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной. Культ Прекрасной Дамы заражался с особого поклонения Деве Марии. Она именовалась кроткой Дамой небес, небесной королевой, её изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Идеальный рыцарь теперь - честен, умён, скромен, щедр, смел, вежлив.


Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у неё дозволения служить ей. Добиться расположения выбранной дамы, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по её мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари. Если же дама допускает его к служению себе, рыцарь становиться услышанным.


Культ Прекрасной Дамы в изобразительном искусстве в Средневековье. Помимо поэзии образ Прекрасной Дамы имел отражение в Средневековом изобразительном искусстве, в таком, как гобелены. Гобелен или шпалера – это тканое полотно с рисунком, которое вешали на стенах в богатых, знатных домах. Гобелен чаще всего был свадебным подарком. Одним из самых распространенных в Средние века сюжетом было изображение Прекрасного Сада. В центре композиции, как правило, размещалось изображение Прекрасной Дамы и Единорога. По краям располагались изображения птиц, зверей. Могли быть также изображены орган или фонтан. Поле гобелена устилали травы и цветы. Для современных людей подобная картина не вполне ясна. Но для человека эпохи Средневековья каждая деталь гобелена имела свой очевидный смысл.


Дева и Единорог олицетворяли чистоту и невинность. Единорог был так же символом Христа – Единородного сына Божьего. Орган являлся атрибутом одного из семи божественных искусств – музыки. Фонтан был символом христианством – источником Веры. Древо с плодами было символом Древа жизни – райского Древа познания добра и зла. Лев – символ власти и могущества. Павлин отражал тему Рая, так как считался Райской Птицей. Собака – символ верности. Кролики символизировали деторождение. Олень – символ благородства. Даже простенький одуванчик имел скрытую символику, его горький сок символизировал горечь Страданий Христовых, а незабудки, по легенде, выросли на том месте, куда упали Слезы Богоматери.




Сервантес, Мигель де Сааведра () - знаменитый испанский писатель. В молодости служил в Риме, затем участвовал в морской битве с турками при Лепанто; позднее попал в плен к корсарам и был продан в рабство в Алжир, где пробыл 5 лет. Впоследствии Сервантес получил должность сборщика податей, а затем стал частным поверенным, уделяя большую часть своего времени литературе. Литературную деятельность Сервантес начал пастушеским романом "Галатея". Позднее он переходит к драматическим произведениям и пишет ряд комедий и трагедий. В 1605 г. Сервантес опубликовал роман "Дон-Кихот", доставивший ему мировую известность.


Сервантес, испанский писатель, в романе Дон Кихот описал, как благородный дворянин, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Совершать подвиги, защищать слабых, карать злодеев. Дон Кихота сопровождает веселый крестьянин Санчо Панса. Увы, в 16-м веке рыцарские добродетели, воспетые в старых романах, уже никому не нужны. Нажива – вот главное для людей. Но Дон Кихот не понимает этого. И после подвигов на него обрушиваются насмешки, а то и побои. А злые великаны, толпу которых он ясно видит и отважно атакует, оказываются ветряными мельницами. Однако, Дон Кихот снова и снова поднимает меч на злые силы. Роман Сервантеса это книга о книге, литература, которая продолжается в жизни, и жизнь, которая становится литературой. В чем же загадка Дон Кихота, где скрыт секрет его нестареющей актуальности, которая побеждает пространство и время? Думаю, Сервантесу парадоксально удалось схватить и запечатлеть в этом образе изначальную двойственность человеческой культуры, в основе которой противоречие между реальным и идеальным, между сном и явью, между тем, что человек хочет делать, и тем, что он делать вынужден. Вымышленный мир литературы, в котором живет Дон Кихот, часто не совпадает с реальной жизнью и в то же время невероятным образом проясняет ее суть. Получается своеобразная игра жизни с культурой, в которой действие подразумевает сюжет, а сюжет ведет к действию.



Рыцарь Мне чудится Рыцарь на белом коне И отблеск сверкающих лат. Увенчанный славой в бою и в огне, Бесстрашием светится взгляд. И весь его облик отвагой пылает, В нем твердость и сила и честь вековая. Измены и страха наш рыцарь не знает, Врага уничтожит, страну защищая. Ни перед кем не преклонит колено, Кроме возлюбленной дамы своей. Я же хочу, чтобы наши мужчины, Доблести были достойны твоей! Исаева Марина и Крамарова Даша * * * Рыцари отважные, Герои смелые и важные. Рыцарям всё по плечам, Побеждают они и тут и там! Лемешко Мария * * * Рыцарь победит всегда, Добьётся своего. Рыцарь самый храбрый. Лучше нет его! Панкова Валерия * * * Рыцарь любит воевать, Помогать и защищать. Рыцарь, он красивый, умный! Просто самый - самый лучший! Сенашенко Мария СТИХИ


Рыцарь – герой Смелый, добрый храбрый Защищает, побеждает Пахомова Ксения Рыцарь – защитник Смелый, отважный, умный Защищает, побеждает, Покоряет сердца дам. Ветров Геннадий и Басенцян Мисак Рыцарь – смелость Смелый, храбрый, отважный Не боится, борется Защищает детей и женщин Дейкин Дмитрий Рыцарь – победа Доблестный, отважный, смелый Побеждает, воюет Смелый рыцарь вышел на поле всех победил и остался доволен. Клюев Павел СИНКВЕЙНЫ



Герольд – судья на турнире. Вассал - феодал, получивший землю от более крупного землевладельца, господина, принёсший этому господину клятву верности. Латы - железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия. Ристалище – место проведения турнира, как правило прямоугольной формы. Рыцарь - (нем. Ritter, первоначальное значение - всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооружённый конный воин. В рыцарской среде были выработаны идеализировавшие рыцарство понятия о благородстве, чести, долге. Титул - почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество).


Турнир – состязание рыцарей. Сюзерен - король, крупный феодал, любой вышестоящий феодал по отношению к нижестоящему, собственник земли. Трубадур - сказатель, певец, музыкант во Франции. Фреска - живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.





1. Словарь юного историка: Всеобщая история. - М.: «Педагогика – Пресс», Лукенбайн М. Рыцари. - М.: «АСТ», Микель П. Рыцари и замки. - М.: «Олма – Пресс», Энциклопедия для детей: т.1 -М.: «Аванта +», Энциклопедия для детей А и Ф. - М.: «А и Ф – детям», Всё обо всём. Рыцари. Турниры. Оружие. - М.: «Астрель», Всё обо всём. Знаменитые люди. – М.: «Планета детства», 2001.

Cлайд 1

Cлайд 2

Рыцари Геральдика Вооружение Тактика боя Рыцарские турниры Самый знаменитый рыцарь Возникновение рыцарских орденов Содержание

Cлайд 3

Рыцарь (от нем. Ritter, первоначально - «всадник») - средневековый дворянский почётный титул в Европе Рыцари

Cлайд 4

Геральдика (лат. heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Геральдика

Cлайд 5

Cлайд 6

В XI-XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается нагрудниками и корсетами, у легковооружённых всадников появляются кольчуги. Вооружение

Cлайд 7

Cлайд 8

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин. Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла. Тактика боя

Cлайд 9

Рыцарский турнир - военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция. «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья. Рыцарские турниры

Cлайд 10

Cлайд 11

Пьер Дю Терайль де Баярд (1476–1524), которого современники называли Рыцарем без страха и упрека. В 13 лет он, уже обладавший всеми навыками воина, изъявил желание «служить Франции мечом, как и все его предки», и пошел на службу к королю Карлу VIII. Он, выполняя все задания короля, бесстрашно сражался во всех битвах. Во время одной из них - на реке Гарильяно, Баярд в одиночку бился с целым отрядом испанцев, причем действовал он стремительно и храбро. За этот подвиг король повелел написать на его родовом гербе такие слова: «Один имеет силу войска». Баярд до конца жизни не сходил с коня. В битве на реке Сезии мушкетный выстрел раздробил ему поясницу. Он попросил товарищей прислонить его к дереву так, чтобы он мог наблюдать за ходом сражения. «Я всегда смотрел врагам в лицо и, умирая, не хочу показывать им спину» - с этими словами Баярд умер. Противники, отдавая дань памяти знаменитому воину, почтительно отступили. Самый знаменитый рыцарь

Cлайд 12

Cлайд 13

Возникновение орденов практически совпадает с началом крестовых походов. Крестоносцев похода 1095 года можно считать первым союзом подобного рода. Состоящие в орденах принимали монашеский обет и обязывались жить под определенным духовным уставом, исполняя долг гостеприимства и неустанно ведя войну против неверных. Поначалу ордена состояли из немногих лиц, но с введением Папой определенного устава и особой отличительной одежды численность членов орденов стала возрастать; и вскоре возникло распределение по должностям внутри ордена. Первое время отличительным знаком крестоносцев был красный крест. Для отличия внутри ордена изменяли форму и цвет креста и цвет нижней одежды и плаща. Древнейший из рыцарских орденов был учрежден для охраны Гроба Господня от неверных. Возникновение рыцарских орденов





























1 из 28

Презентация на тему: Рыцари средневековья

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Введение Вокруг рыцарей, которых одни называют неустрашимыми воинами, преданными вассалами, защитниками слабых, благородными слугами прекрасных дам, галантными кавалерами, а другие - неустойчивыми в бою, нарушающими своё слово, алчными грабителями, жестокими угнетателями, дикими насильниками, кичливыми невеждами, вертелась в сущности история европейского средневековья, потому что они в те времена были единственной реальной силой. Силой, которая нужна была всем: королям против соседей и непокорных вассалов, крестьян, церкви; церкви - против иноверцев, королей, крестьян, горожан; владыкам помельче - против соседей, короля, крестьян; крестьянам - против рыцарей соседних владык.Горожанам, правда, рыцари были не нужны, но они всегда использовали их военный опыт. Ведь рыцарь - это прежде всего профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом.

№ слайда 5

Описание слайда:

История возникновения рыцарства О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения относительно происхождения рыцарства; некоторые из писателей по этому предмету относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более отдаленным.Так, например, Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу 8 века.

№ слайда 6

Описание слайда:

Всё рыцарское было весьма дорогим: ещё в конце X в., когда расчёт вёлся не на деньги, а на скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие - им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи - известны полные комплекты для 6-8-летних детей. Следовательно, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое число таких воинов. А где взять остальных? Ведь крепкий крестьянин, если и имеет 45 коров, то не отдаст их за груду железа и красивого, но не годного для хозяйства коня. Выход нашёлся: король обязывал мелких землевладельцев работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и ремесленных изделий, а тот должен был быть готов определённое количество дней в году служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника.На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. И к X-X вв. тяжеловооружённые всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами. Ещё бы: кому хочется тесниться и допускать к жирному куску посторонних. А кусок был жирным, и чем дальше, тем больше.

№ слайда 7

Описание слайда:

Костюм и вооружение рыцаря Боевой костюм рыцаря представлял собой невероятно тяжелые доспехи, которые очень быстро пришли на смену кожаным рубахам и щитам всадников германских племен. А вот любимый конниками длинный меч на длительные века остался на вооружении рыцарей, доказав свое превосходство и над римским гладиусом, и над кривыми арабскими саблями. Особо отличившиеся, прославленные воины получали право давать своему мечу имя. Хотя эта традиция не очень прижилась на практике, так и оставшись в балладах и сказаниях. Тело рыцаря более-менее надежно защищала кольчужная рубаха или панцирь. Последний мог либо быть из двух металлических пластин, заслонявших грудь и спину, либо обе половины собирали из отдельных металлических чешуек. В том и в другом случае панцирь вполне мог защитить от колющих ударов и стрел. К нему, также, крепились латы, закрывающие плечи и руки. Ноги воина тоже оказывались закованными в непробиваемую броню. Голову защищал шлем, часто украшавшийся рогами или перьями. А то и тем и другим сразу. Рыцарь, одетый подобающим образом, выглядел, скорее, как статуя, изваянная из цельного куска металла. Трудно представить себе, что в таком облачении можно было не просто двигаться, но еще и ездить верхом, показывать чудеса ловкости на турнирах и в бою. Слабым местом таких доспехов были щели между латами, особенно там, где заканчивался шлем и начинался панцирь. Положение раненого осложнялось еще и тем, что снять доспехи быстро было не так-то просто, и пострадавший мог скончаться от кровопотери, даже если рана не была настолько серьезной. За всю историю рыцарства вооружение тяжелой конницы также претерпело серьезные изменения. Если первоначально всаднику полагалось, в дополнение к мечу и копью, иметь палицу, секиру и, в некоторых случаях, пращу. Однако в более позднее время последние три предмета покинули рыцарский арсенал. Особое значение в бою имел щит. При умелом обращении он мог не только надежно закрыть от рубящих ударов мечей и прямого попадания стрел и копий, но и сам служил мощным оружием. На щите помещался герб благородного воина или его сеньора.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Шлем Шлем представляет собой наиболее ответственный и важный элемент бронирования: потеряв руку, еще можно усидеть в седле, а вот потеряв голову... Поэтому новейшие изобретения применялись, в первую очередь, при изготовлении шлемов. В раннем средневековье шлемы делались по тем же технологиям, что и усиленные кожаные панцири. Такой головной убор представлял собой либо шапку из амортизирующей подложки и нескольких слоев кожи, обшитую полосами железа, либо ту же шапку с закрепленными на ней стальными бляхами. Подобные шлемы не выдерживали критики. Немногим больше пользы было от кольчужных капюшонов.1 - Итальянский2 - Немецкий3 - Французский4 - Французский 1310 г.5 - Немецкий 1318 г.6 - Французский 1340 г7 - Немецкий8, 9, 10 - Французский 1370 г.11 - Английский12 - Фламандский13 - Французский 1380 г.14 - Шлем Епископа15 - Французский 1400 г.

№ слайда 10

Описание слайда:

Кожаная броня В 7 веке широко распространились стремена, позволившие всадникам использовать могучих лошадей, длинные копья и тяжелые топоры - без стремени усидеть на коне, размахивая секирой, было практически невозможно. Появившиеся стремена резко усилили кавалерию. Но замещение крестьянских ополчений настоящей рыцарской конницей произошло не за один день. Только в 9 веке, в эпоху Карла Великого, рыцари стали главной силой на поле боя. Что же представляли собой эти рыцари? Воинам всегда приходилось пользоваться тем оружием, которое могли изготовить современные и соплеменные им ремесленники. Карл Великий, создатель огромной империи, полководец, имя которого стало нарицательным, жил в деревянном тереме и ходил в домотканой льняной рубахе. И не из желания быть ближе к народу, а из-за отсутствия выбора. В его государстве не было ни зодчих, ни красильщиков. И кузнецов - тоже имелось немного... По этим причинам панцири первых европейских рыцарей были еще кожаными. Во всяком случае, в своей основе. Положительные черты кожаного панциря - его доступность и легкость (в сравнении с металлическим). Но в целом он часто не оправдывал себя - даруемый им уровень защиты не окупал снижения подвижности. Потому в пехоте кожаные доспехи использовались редко. С другой стороны, менее озабоченные высокой подвижностью конные воины не пренебрегали им. Хотя и то - только за неимением альтернативы. Повышение уровня защиты кожаного доспеха, как правило, достигалось за счет крепления на него пластин из мягкого железа. Если пластина была одна, она защищала сердце. Несколько пластин могли полностью прикрывать грудь и живот. Толщина металла в пластинах составляла всего около миллиметра. Если наращивать толщину, то доспех становился чересчур тяжелым. К тому же, увеличение толщины все равно не позволяло железу пластин держать прямые удары: оно проминалось и пробивалось из за несовершенства средневековой технологии. Так что усиление пластинами кожаного доспеха увеличивало его вес всего на 2-3 кг. Конечно, лучший результат мог быть достигнут усилением кожаной брони твердой сталью, но тонкие пластинки из нее оказались бы ломкими и не принесли бы пользы. Потому альтернативой применению широких железных пластин было крепление на кожу большого числа небольших - несколько сантиметров в поперечнике - стальных блях. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

№ слайда 11

Описание слайда:

Кольчуга Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном - больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту. Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони - и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

№ слайда 12

Описание слайда:

Щит Стандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Первоначальные щиты делались из легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим (щиты, обтянутые мехом, использовались до XII века). В эпоху Карла Великого щиты были двух видов: одним пользовались конные рыцари, а другим - пешие воины. Щит конного рыцаря был деревянным, форма круглой или заостренной книзу. Часто обтягивался кожей и для крепости усиливался железными полосами или бляхами, а иногда просто обивался железными гвоздями. В центре щита была прикреплена выпуклость из железа - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука. Кулачный щит мог не только пассивно защищать от вражеского оружия, но и при умелом владении им мог ломать клинок противника. Кулачный щит распространился сначала в Италии, а в XIV веке появился уже в Германии, Франции и Англии, где использовался исключительно при пешем единоборстве. В Италии и Франции кулачный щит носили на крюке у пояса, иногда на эфесе меча, в этом случае он ручкой подвешивался на рукоятку.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пластинчатые латы В 15 веке пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса - высшей аристократии - не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица - пустяк!Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ну а как рыцари воевали? По-разному. Сравнивать их с кем-то очень трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота - каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчёт вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и лёгкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд лёгких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага - рыцарей.

№ слайда 16

Описание слайда:

Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника, закрытых щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибались с налёта, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушённый вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими, но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих. Хотя какие там приказы - рыцарям лишь предлагали держать строй, их просили.При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всём, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Никакой воинской дисциплины у рыцарей не было и быть не могло. Ибо рыцарь - индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства. Он профессионал от рождения и в военном деле равен любому из своего сословия вплоть до короля. В бою он зависит только сам от себя и выделиться, быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. И он показывал это всеми силами. Да кто же тут мог что-то ему указать, приказать? Рыцарь сам знает всё, и любой приказ для него - урон чести. Такое самосознание рыцаря было хорошо известно полководцам, государственным деятелям - светским и церковным. Видя, что несокрушимые всадники терпят поражения из-за своей горячности и своеволия, вылетая в атаку разрозненными группами, и зная, что тяжёлая конница непобедима, когда наваливается всей массой, государственная и церковная администрации принимали меры, чтобы навести хоть какой-то порядок. Ведь к тому же рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 70-х гг. XIII в. насчитывалось 2750 рыцарей. В боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливая за тысячу. Понятно, что это мизерное количество полноценных бойцов нельзя было растрачивать, распылять по мелочам. И тогда с конца XI в., во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими боевые действия.

№ слайда 19

Описание слайда:

Итак, как же воевала рыцарская конница? Чтобы сохранить строй к решающему моменту схватки, она подходила к противнику шагом, была «покойна и невозмутима, подъезжала не торопясь, как если бы кто-нибудь ехал верхом, посадивши впереди себя на седло невесту», как писал один средневековый автор. И только подъехав к врагу совсем близко, рыцари бросали коней в более быстрый аллюр. Медленное сближение имело ещё и тот смысл, что экономило силы лошади для решающего броска и схватки. Пожалуй, самым удобным построением был издавна придуманный для тяжёлой конницы «клин», «кабанья голова», или «свинья», как называли его русские дружинники, любившие, кстати, это построение ничуть не меньше своих западных «коллег».«Кабанья голова» имела вид колонны, слегка суженной спереди. Давно известно, что конницу водить в колоннах очень выгодно, так как в этом случае лучше всего сохраняется сила её массированного, таранного удара. Это не столько боевое, сколько походное построение - когда «клин» врезается в ряды противника, воины, едущие в задних рядах, немедленно «разливаются» в стороны, чтобы каждый всадник не топтал передних, но в полную меру проявил свои боевые качества, равно как и качества коня и оружия. У «клина» было и ещё одно преимущество: фронт построения был узок.

№ слайда 20

Описание слайда:

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах, которые все более и более размножались.Рыцарство способствовало также сохранению вассальной верности и простоты, что, конечно, красило душу человека; в то время одно слово считалось нерушимым залогом в самых важных договорах.Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями; они были заклеймены презрением.Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Наказания рыцарей Данные рыцарям права и привилегии предполагали и большую ответственность за неисполнение клятв и нарушение кодекса чести. За проступками следовало жестокое наказание вплоть до смертной казни. Воин, уличенный в измене или ином тяжком и недостойном его звания грехе, подвергался разжалованию и позорному изгнанию из дворянского общества и страны, если вообще оставался в живых. На подобной печальной церемонии, как правило, присутствовали все представители рыцарского сословия, а также церковный синод. Осужденного прилюдно возводили на эшафот, где на позорном столбе уже висел перевернутый щит рыцаря. С преступника поочередно снимали все доспехи, лишали званий, наград и поместий. Затем церковнослужители предавали его вечному проклятию и заживо отпевали, лишая имени и статуса. Затем следовала смертная казнь или, в лучшем случае, изгнание. Позор, который навлек на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода. За менее существенные проступки следовало и менее суровое наказание. Правда, печать позора все равно надолго оставалась на всем роду рыцаря. В основном, обвинения отражались на гербе дворянского дома, его гордости. Часто, перевернутый щит провинившегося выставлялся на всеобщее обозрение у позорного столба. Затем с него стирался весь герб или отдельные части, иногда его просто перекрашивали или добавляли определенную символику, соответствующую совершенному преступлению. Кстати, покарать рыцаря, таким образом могли не только за ложь или нечестивое поведение, но и за пьянство. Справедливости ради следует сказать, что рыцарю почти всегда предоставлялась возможность оправдаться, сразившись с одним из обвинителей. Правда оставалась за победителем, а проигравший нес положенное наказание. Если исход поединка оказывался смертельным, то павший уже посмертно был разжалован и проклят, а тело его отправляли в выгребную яму.

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Что же касается менее серьезных преступлений, то за них рыцарей подвергали наказанию сообразно с важностью совершенного ими проступка. Так, например, в наказание щит провинившегося рыцаря привязывали опрокинутым к позорному столбу с обозначением преступления, потом стирали со щита герб или какие-нибудь части герба, иногда рисовали символы бесчестия, а то и ломали его. Если рыцарь величался своими подвигами, а на самом деле ничего не делал, то такого хвастуна наказывали следующим образом: на его щите укорачивали правую сторону главы герба. Если какой-нибудь рыцарь осмеливался убить военнопленного, то за это также укорачивали главу герба на щите, округляя ее снизу. Если рыцарь лгал, льстил и делал ложные донесения, чтобы втянуть своего государя в войну, то главу герба на его щите покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки. Если кто-то безрассудно пускался в бой с неприятелем и этим причинял потерю и даже бесчестье своим соотечественникам и даже своей родине, то его наказывали тем, что рисовали внизу толчею. Если же рыцаря уличали в лжесвидетельстве или же он попадался на пьянстве, то на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны. Если рыцарь уличался в трусости, то его герб был замаран с левой стороны. Кто не держал данного слова, тому в центре герба рисовали четырехугольник. Если рыцарь, которого подозревали в преступлении, был побежден на поединке, который должен был доказать его невиновность, или же был убит и перед смертью сознался в своем преступлении, офицеры армии клали его тело на черную плетеную решетку или же привязывали его к хвосту кобылы, а потом отдавали его палачу, а тот бросал труп преступного рыцаря в помойную яму. Его щит привязывали опрокинутым на три дня к позорному столбу, а потом ломали его при стечении многочисленной толпы, а полукафтанье раздирали в клочья.

№ слайда 25

Описание слайда:

Дом рыцаря В первую очередь, каждый рыцарь – это воин, все его придворные титулы имеют второстепенное значение. А воин должен уметь защитить не только государя и страну, но и собственный дом. Так, рыцарские замки представляли собой весьма мощные цитадели с внушительным военным гарнизоном, арсеналом и запасами продовольствия, подходящими для того, чтобы пережить довольно длительную осаду. В эпоху зарождения рыцарства, возводились деревянные крепости. Затем, по мере развития технических возможностей и в результате растущей военной угрозы камки стали сначала просто укреплять каменными глыбами, а затем и полностью перешли на этот материал. Строительство начиналось с выбора удачного места для замка. Неприступные отвесные скалы, высокий берег или вершина холма прекрасно подходили для этих целей с тактической точки зрения: затруднялся подход вражеских войск, а обитателям крепости ничто не загораживало обзор. Сердцем замка был донжон, т.е. центральная башня, где жил сам владелец и его семейство. Вокруг нее располагались сельскохозяйственные постройки: склады, кузни, конюшни и т.п. Территория замка была обхвачена несколькими рядами толстых стен и рвом, заполненным водой. В любой крепости имелась сеть подземных ходов, по которым можно было выбраться за пределы осады. В мирное время вокруг к крепостным стенам в поисках защиты и работы стекались ремесленники и крестьяне, строились целые деревни. В некоторых случаях это приносило не малый доход владельцу цитадели. Однако, если хозяин и без того был не слишком богат, то такое положение дел могло и вовсе его разорить, ведь отдаленные территории его владений оказывались почти заброшенными, а сам по себе замок не мог долго прокормить большое количество обитателей. В общем, законы выживания действовали и тут даже в мирное время.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

При упоминании слова «рыцарь», наше воображение автоматически рисует образ благородного, мускулистого, благочестивого мужчины эпохи средневековья. Действительно слово «рыцарь» пришло к нам с той эпохи. Но вот образ, рисуемый нам изображением не слишком верен. Как выше было сказано, сегодня синонимом слову рыцарь, служит слово благородный. Но во время возникновения рыцарей синонимом было понятие воин. Оно же и характеризовало его поведение и с дамой и с врагом. Вообще очень удивительным можно назвать факт появления рыцарей в такую темную эпоху истории. Их с легкостью можно назвать прообразом современных спортсменов. Свои споры они решали честными поединками и турнирами, а не кровожадными методами. Черты, характеризовавшие принадлежность к рыцарской братии были следующими: погоня за славой, мужество, доспехи, подчеркивающие его красоту и естественно сила. Но все эти черты требовали постоянных доказательств, вынуждавших рыцарей совершать героические поступки, демонстрируя свои лучшие качества. Так же существовал и некий свод правил, а если быть точнее обязательств, присущих рыцарскому званию. Верхнюю строчку этих обязательств занимало служение государю, вслед за ним шел посвятивший рыцаря в этот сан, ну а затем своды этих правил обязывали помогать слабым (сироты, вдовы). В бою отношение рыцаря к сопернику было очень показательным, рыцарь был обязан почитать своего врага и если тот был слабее он должен был предоставить равные шансы боя, ибо победа над слабым не несла ни капли славы, а лишь позор. Очень важные элементы в рыцарской жизни занимали оружие и лошадь. Очень часто каждый из этих элементов носил собственное имя. Так же очень важной чертой рыцаря была необходимость в даме сердца. Хоть к нам и дошли отголоски истории, которые мы стараемся цитировать, именуя хорошие поступки рыцарскими деяниями, не стоит увлекаться. Ведь рыцари хоть и имели хорошие, даже показательные отношения с представительницами слабого пола, но их отношения были исключительно добрачными ведь такие понятия как женитьба и рыцарство, взаимоисключающие вещи. Это никак не разрушает стереотип «рыцарского поведения» ведь на сегодняшний день ничто не запрещает создавать семью.

№ слайда 28

Описание слайда:

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле