«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба. «Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг Мистика в рассказе бежин луг

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;

Развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;

Воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.

Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.

Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя ).

3. Аналитическая беседа по вопросам.

Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль .)

Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.

Восстановите пейзаж

Творческий материал

1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно , чисто

2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим

румянцем, кротким румянцем

3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,

сверкающее и бесконечно

лучезарное.

(Прим . Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)

Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило” ).

Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый ).

Все ли краски (цвета) вы можете представить?

Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый ).

(Прим .: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным учениками).

Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи ).

Этот образ передает гармонию(согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому в природе . Подчеркиваю – именно в природе.

Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какой-то трогательной кротости”?

(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость – нежное смирение ).

(Прим .: снова обратить внимание на выставку рисунков).

Что произошло с героем-рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился ).

Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них ).

Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун ).

Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом ).

Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).

Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии” вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.

Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота ).

О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе ).

Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры)

Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.

Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые

лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян” ).

Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.

Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.

Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом ).

Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?

Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не ругают, не проклинают ).

Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?

(Один из учеников )

Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке.

А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой ).

Религиовед 2 о русалке.

Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.

Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?

(Крестное знамение ).

Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке-антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение ).

О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем ).

Религиовед 3 о лешем.

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева.

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: “Гляньте-ка, ребятки,..на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.

Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная примета ).

Религиовед 4 о водяном.

Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы.

Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы не минуешь”).

Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.

Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка “...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух” ).

Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца ). Это построение называется кольцевой композицией . И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.

(Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).

Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”).

Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола” ).

Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой”.

Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало, очищающий колокольный звон ).

4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.

Здесь, в окрестностях знаменитого Бежина луга, живет немало легенд о русалках и прочих представителях мира непознанного.

Мария Ремизова, жительница села Тургенево: «Брошу в воду березовый венок, по гадаю на суженого-ряженого».

Первым пунктом в нашем путешествии стала деревня Тургенево, бывшая когда-то центром дворянской усадьбы рода великого русского писателя. От прежней роскоши уцелели жалкие крохи, да и те рушатся буквально глазах... Оставим это на совести тех, кому по долгу службы надлежит радеть о сохранении уникального(!) культурного наследия региона, и пойдем по местам, овеянным легендами…

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Была построена на средства Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, и освящена в 1806 году.

Здесь находилась древняя серебряная икона «весом в шесть с половиной фунтов» - семейная реликвия рода Тургеневых. Кроме нее, в конце XIX века сиял в храме драгоценный иконостас, выполненный мастерами Российской Академии художеств, и три иконы работы «столпа передвижничества» Григория Мясоедова. Он же и купол алтаря расписывал, причем безвозмездно…

Легенда (упоминается в рассказе «Бежин луг»). В родительскую субботу «…стоит только ночью сесть на паперть на церковную, да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году». А еще, говорят, в полнолуние можно услышать в храме звук колокола. Весело звонит - жди радости, печально - готовься к несчастью…

Мостик через Снежедь

Мостик через Снежедь.

Расположен он неподалеку от места, где раньше стояла одна из мельниц Анисима Варфоломеевича Чаадаева. Этого богатого купца с Иваном Тургеневым связывали непростые, но прочные финансовые отношения.

Портрет Анисима нынче мирно висит дома у его внучки, 95-летней Лидии Кузьминичны, живущей в доме рядом со зданием бумажной фабрики.

Ходят слухи, что на мостке этом в полнолуние является девушка в длинных белых одеждах. Стоит, тянет руки к берегу и стонет жалобно-прежалобно тоненьким голосом… Если привязать к перилам мостика ленточку красивую - ей в подарок, придет во сне и назовет имя суженого (суженой).

Золотая река Снежедь

Река Снежедь.

В начале XIX века речку эту от устья до истока купил Иван Иванович Лутовинов, двоюродный дед писателя. Не для строительства мельниц, он мыл здесь… ЗОЛОТО!

Жители указывают конкретное место - от Прощеного колодца до мельничного бучала (около километра вверх по течению). В 70-е годы неподалеку были действующие карьеры, где добывали щебенку. Говорят, в ней находили вкрапления драгоценного металла…

Русалки на ветвях…

Российский и советский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин писал: «… в наших (Чернского уезда Тульской губернии) лесах водятся еще русалки, но их теперь стало меньше и не так стали они опасны для человека... Русалки в лесу или качаются на ветвях березы, или сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются. Во время цветения хлеба русалки гуляют во ржи. Похожи они на девушек, красивы станом и лицом, с распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имеют.

…Опасны бывают русалки в русальную неделю». Сутки напропалую бегают они всю русальную неделю по полям и долам, лазают по ветвистым старым деревьям, раскачиваются на гибких ветвях, распевают свои песни, кричат, бьют в ладоши. Поговаривают, что на тех полях, где резвились русалки, урожайность резко улучшается: даже простая трава начинает расти лучше, а цветы приобретают особенно тонкий, дурманящий аромат.

Оберегами от русалок служат крест; начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением; чеснок; железо (иголка, булавка или нож).

“ ...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется... А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - всё, братцы мои, видно. ...и такая вся сама светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь... Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет...

Иван Сергеевич Тургенев, «Бежин луг».

Наша справка

Слово «русалка» - от слова «русый», что в древнеславянском обозначало «светлый», «чистый». Пикантная особенность русалок - рыбий хвост вместо ног. Но это совсем не обязательно. В славянской мифологии русалки - просто неживые девушки. Без хвоста. С ногами.

Прощеный колодец

Прощеный колодец.

Находится этот почитаемый местными жителями источник на берегу Снежеди. По преданию, его вода придает женщинам красоту и молодость, а мужчинам - силу. Особенно сильной считается вода «непитая», взятая до восхода солнца. По сей день приходят к Прощеному колодцу люди, страдающие глазными болезнями, приводят сюда матери своих ребятишек, страдающих кожными болезнями. Говорят, чудесная водица помогает снять хвори...

Колодец освящен.

Конь-камень

Историк Владимир Зайцев считает, что этот камень был языческим жертвенником. На это указывают специально выдолбленные в нем отверстия.

«Из замечательных камней в Чернском уезде находится только один под названием Коня, - писал в 1850 году Александр Зеленецкий. - Этот камень лежит в овраге вместе с другими и похож на тульё шляпы. …Рассказывают, будто этот камень был конём какого-то богатыря, хотевшего переехать через болото и завязшего в нём».

Существует другая легенда. Говорят, когда-то давно проезжал тут барин, был он недоволен своим конём и без конца проклинал его. За эти проклятья провалился он сквозь землю, а на поверхности земли осталась только голова коня. В отдалении лежит камень маленького размера. Это то, что осталось от барина...

Судя по географическим названиям Чернского уезда, таких камней было несколько, о чём говорит противопоставление названий Большой Конь - Малый Конь. По-видимому, мегалит около деревни Малый Конь ушёл в землю, так как старожилы не могут указать место его расположения.

110 километров надо проехать от Тулы, чтобы попасть в край легенд Бежина луга.

Знаете ли вы, что...

Чабрец отгоняет ведьм

Наши предки знали, что у каждого зелья есть свое магическое время, когда оно имеет наибольшую лечебную силу. Собирать травы начинали на праздник Зельник (в среду на русальной неделе). Собирали их, помолившись и обязательно одевшись в чистую рубашку. Обращались к богам и духам растений, чтобы собранное зелье было помощником от всяких недугов:

«Отец-Небо, Земля-Мать, благословите зелье брать».

На Бежином лугу растет множество трав! Есть среди них и те, что испокон века используют для совершения магических обрядов. К примеру, чабрец (тимьян, богородичная трава, дикая мята). Считается, что он способен вызвать воспоминания о прошлом, дает возможность заглянуть в будущее, прогоняет домового и ведьм. Если его положить в подушку, на которой спишь, он будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения.

Из чабреца изготовляли напиток, который употребляли на Зеленые праздники (неделя до и после Троицы), когда поминали умерших, а также - от сглаза, ведьмовских сил на Ивана Купалу, в Воробьиную ночь (ночь на 1 сентября, а также ночь с сильной грозой или зарницами). Этим напитком девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре» (беременные), смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему младенцу.

Фото Игоря Карачевцева.

Основное общее образование

Литература

«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба

Этот рассказ из цикла «Записки охотника» - программное произведение, однако часто у учителя есть соблазн «пролистать» его, прочитать в сокращении, вскользь упомянув, что Тургенев был настоящим мастером описания русской природы. Однако такого понимания недостаточно, чтобы отдать должное гению Тургенева и свободно использовать этот материал для раскрытия темы сочинения.

У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать

В чем суть?

«Бежин луг» - произведение на первый взгляд простое, однако, разбирая его, необходимо исключить неточности, которые иногда допускают ученики в сочинениях и устных ответах.

Кто главный герой? Формально, «Бежин луг» - рассказ о детях. На самом же деле его главным героем является русская ночная природа, таинственная и сильная. Да и сами дети, пасущие коней в ночном и коротающие ночь у костерка за страшными историями – дети природы, к которым она до поры до времени благосклонна. А вот рассказчику стихия ночи предстает во всем ее ужасе и великолепии. Ночной пейзаж, полный мистической опасности, мощи и безразличия к заблудившемуся человеку. Это классический пример образа природы в творчестве Тургенева: необузданная сила, живущая своей жизнью, показывающая случайному путнику, что он ей чужой и готовая пожрать его в любую минуту.

Человек и природа. Иногда в ученических сочинениях, реже в учебной литературе, можно встретить высказывания о том, что по изменениям, происходящим в природе, «видно, как меняется настроение рассказчика». Это не совсем точное утверждение: у Тургенева настроение рассказчика всегда меняется вслед за природой; это не отражение настроения человека, а наоборот, реакция человека на изменения во внешней среде. В данном случае, на рассказчика влияют надвигающаяся страшная необъятная темнота, ночные звуки и ночная тишина, неожиданные пейзажи, обманчивые холмы и петляющие тропы. Можно заметить, что природа для Тургенева олицетворяет путь в незнакомый, дикий, иной мир, в котором человек бесправен и немощен. Известно, что Тургенев был по убеждениям атеист, но в то же время он был мистик и обладал удивительной способностью тонко чувствовать страхи, волнения – как в природе, так и в душе человека.

Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему "Алгоритм успеха" учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

Что взять для проработки?

День и ночь. Тургенев действительно является непревзойденным мастером словесных пейзажей; даже Владимир Набоков, весьма требовательный читатель, который считал Тургенева «ничем не примечательным беллетристом», отдавал ему должное как певцу природы. Рассмотрите с учениками два отрывка: описание утра, с которого начинается рассказ, и описание вечера и ночи, когда рассказчик уже признается себе в том, что заблудился. Обратите внимание на художественные средства, которые использует автор. Можно создать два поля эпитетов и метафор: дневных и ночных. Самые выразительные отрывки, описывающие природу, можно заучить наизусть.

Портреты мальчиков. «Бежин луг» дает нам классический пример литературного портрета. В УМК Т.Ф. Курдюмовой в учебнике для 6 класса изучение рассказа проходит именно в таком ключе; в электронной форме учебника изучение начинается с подробной мультимедийной презентации, посвященной литературному портрету. Затем дается виртуальный тест, где ученикам предлагается узнать персонажа по словесному портрету. Только после этого ученики приступают к разбору рассказа «Бежин луг», уже готовые подмечать все детали и делать выводы о творческом мастерстве Тургенева.

Писатель подробно описывает всех детей, а затем дает их образам раскрыться в полной мере – через манеру говорить, реакции, поведение. Обсудите в классе характер каждого персонажа, а затем попробуйте почитать диалоги по ролям, стараясь подчеркнуть особенности их образов. Ванечка будет больше всех напуган, Федя – брать на себя инициативу, стараться не подавать виду, что ему беспокойно, Павел – может быть даже будет относиться к некоторым страхам товарищей снисходительно. Ученики смогут доказать через манеру чтения свое видение персонажа.

Тема судьбы. В рассказе есть занятная сюжетная линия: в какой-то момент детям нужно идти за водой. Это значит – отойти от спасительного теплого огня, шагнуть в темную бездну враждебной природы, подойти к воде (а в воде-то нечистая сила, о которой только что рассказывали!)… Принести воды решается Павел, самый волевой и смелый из всех детей. Он возвращается, гордый собой и тем, что высшие силы его не тронули. Затем, в финале, мы узнаем, что спустя год после описанного вечера Павел упал с лошади и разбился насмерть. Эту неслучайную деталь стоит обсудить особо: волевые персонажи присутствуют в романах Тургенева, они притягательны и интересны, но в финале судьба непременно находит таких и наказывает за то, что человек смел и готов действовать.

Что обсудить на классном часе?

Для юных героев рассказа «Бежин луг» бытовая мистика – народные поверья, домовые, русалки – неотъемлемая часть повседневной жизни, способ объяснить все необъяснимое. Но почему детям XXI века, имеющим доступ к любой научной информации, по-прежнему так нравятся «ужастики» - «Жуткий детский фольклор», собранный и обработанный Эдуардом Успенским, многочисленные триллеры Стивена Кинга, «аниматроники» и т.д.? Что можно найти для себя в мистической литературе – возможность «пощекотать нервы», привлечь внимание сверстников, или нечто большее? Может быть, в наши дни мы также склонны искать объяснения непонятным явлениям не в сфере науки, а в бытовой магии?

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru . Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Что оставить на будущее?

Тургенев – писатель необыкновенно реалистичный. Он ничего не придумывает, а только наблюдает и описывает реальных людей, природу, события. Страшные истории из рассказа «Бежин луг» тоже не были придуманы писателем: это реальные бытовые легенды, бродившие по его родовому имению Спасскому-Лутовинову. Детство Тургенева было наполнено этими жутковатыми историями – скорее всего, это сыграло свою роль в его дальнейшем тяготении к мистике. Так пишет об этом Юрий Лебедев:

«…Все легенды об основателе Спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга».

Сам Тургенев всячески избегал родового склепа Тургеневых на Спасском кладбище и ни за что не хотел быть там похоронен: с детства эти места вызывали у него страх. Еще одно «нечистое место» в Спасском-Лутовинове – заброшенная усадьба на Ивановском поле. От дома, сада и парка остались только канавы, пересохший пруд и три высокие ели, росшие близко одна от другой. «В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку», - рассказывает Юрий Лебедев.

«Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом… Тут же существовала усадьба. Она давным-давно исчезла. Две огромные сосны напоминали о ней; ветер вечно шумел и угрюмо гудел в их высокой, тощей зелени... В народе ходили таинственные слухи о страшном преступлении, будто бы совершенном у их корня; поговаривали также, что ни одна из них не упадет, не причинив кому-нибудь смерти; что тут прежде стояла третья сосна, которая в бурю повалилась и задавила девочку».

Итак, Тургенев был мистиком; его привлекали сюжеты, связанные с необъяснимыми силами, будь то судьба, рок или бытовые поверья. Наиболее мистические свои произведения Тургенев писал в конце жизни; их создание принято связывать с тем, что в последние месяцы жизни Тургенев мучился от рака спинного мозга, не мог жить без морфия и часто жаловался на кошмарные сны. Самые поздние произведения Тургенева не входят в школьную программу, их можно оставить «на вырост» наиболее заинтересованным ученикам.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Произведение рассказывает о богатом внутреннем мире крестьянских детей.

Рассказ написан Тургеневым в 1851 году и является частью цикла «Записки охотника». Его особенностью является то, что впервые в русской литературе главные герои произведения – крестьянские дети.

По жанру – это рассказ, имеет небольшой объём и основан на реальных событиях с некой долей романтизма.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который в летний день со своей собакой возвращается с охоты домой. Ближе к ночи он понимает, что заблудился. Охотник выходит на огонёк к костру, около которого находится компания деревенских ребятишек. Они пасут ночью на Бежином лугу лошадей, так как днём насекомые не дают покоя животным. Рассказчик останавливается здесь на ночлег. Он ложится под кустом и наблюдает за детьми и слушает их мистические истории.

Главные герои произведения – пять деревенских мальчиков.

Самый старший из них - Федя, которому на вид лет четырнадцать. Это стройный, красивый мальчик с белокурыми волосами. Федя очень хорошо одет, из этого следует, что он происходит из богатой семьи. В отличие от других детей, для него ночное – развлечение, а не способ заработка.

Следующий мальчик – Павлуша. Несмотря на внешнюю некрасивость, этот мальчик привлекателен из-за своих умных серых глаз и сильного характера. Он очень смелый и уверенный в себе; не побоялся один ночью пойти на волка с хворостиной и за водой к реке. Павлуша среди мальчишек пользуется уважением. Ему примерно двенадцать лет. Он не верит в приметы, но верит в судьбу. Рассказчик в конце произведения добавляет, что этот мальчик в конце лета погиб, упав с лошади.

Ильюша примерно такого же возраста, что и Павлуша. Он уже наравне со взрослыми работает на бумажной фабрике. Ильюша верит в суеверия и всего боится.

Костя – очень худенький мальчик, лет десяти. У него веснушчатое лицо и грустный задумчивый взгляд. Он добрый и трусливый.

Ваня – самый младший из компании, ему всего лишь 7 лет. Он очень любит свою младшую сестрёнку и трогательно заботится о ней. У Вани очень чуткая и романтичная душа. Он замечает красоту природы и восхищается ей.

Темы произведения - единство человека с природой и суеверия крестьян.

Смысл произведения в том, что нужно любить природу, в ней красота и величие. Она, как ничто другое, уравнивает людей разного происхождения.

Сочинение

Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе всего цикла, так и в границах отдельного очерка. Эту гармонию могут не почувствовать читатель и исследователь, если пейзажи будут выхвачены из того или иного рассказа произвольно и рассмотрены вне художественного целого. Приведу пример. Е. М. Ефимова в упомянутой статье рассматривает пейзаж в рассказе Тургенева «Малиновая вода». Говорится о знойном августовском полдне, об атмосфере духоты, создающей ощущение иссякающих ключей жизни. На этом фоне горький рассказ Власа о полном его разорении и полной глухоте помещика к его судьбе. Рассказ обрывается следующими словами героя: «А чем плохо? Не… Эка жара стоит…»

Удивителен с этой точки зрения «Бежин луг», рассказ, специально посвященный русской природе и детям ее. Один из первых французских переводчиков его, Эрнест Шарьер, уточнил название подзаголовком «Народные суеверия в России». Многие современники Тургенева рассматривали «Бежин луг» как физиологический очерк крестьянских поверий. Да и в школьном изучении рассказ нередко превращают в иллюстрацию темноты и невежества крестьян при крепостном праве. От поэзии «Бенина луга» в этом случае не остается и следа.

Тургеневский рассказ - не простой набор народных суеверий и легенд, не справочник по крестьянской демонологии. Это живой художественный организм с очень динамичным, стремительно развивающимся сюжетом. Все в нем движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу, от загадок и тревожных вопросов к разрешению их. Источником и первопричиной этого движения оказывается в «Бежине луге» природа. Уже в начале рассказа изображается ее сложная внутренняя жизнь в течение одного из июльских дней. Потом мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, утомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной приводы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Ночь напоминает ему об этом полетом испуганных птиц, угрюмым, клубящиеся мраком, слабым и жалобным писком какого-то зверька между камней, которые, казалось, сползлись в немую лощину «для тайного совещания».
Минус 2 кг в день! Потребуется: активированный уголь, вода и...

Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и царственно прекрасна своим «темным и чистым небом», которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными и свежими запахами», звучными всплесками больших рыб в реке. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких, повседневных забот, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые, звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает ребятишек у костра на красивые, фантастические сюжеты их легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможное их разрешение. Фантазия ребят не бесплотна, не удалена от земли в область абстрактных мистических сфер. Домовой у них кашляет, должно быть, от сырости в старой рольне, тоненький голос русалки сравнивается с писком жабы, а волосы ее с густой зеленью конопли. На смех и плач поэтичной крестьянской русалки незамедлительно откликается в рассказе Тургенева ночная природа: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти тенящий звук (отзвук плача русалки и неизбывной грусти Гаврилы). Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

И уже не русалочьими - человеческими слезами плачет мать утонувшего Васи, крестьянка Фелицата, - «плачет, плачет, горько богу жалится». Не русалочьим - человеческим хохотом смеется обманутая полюбовником, сошедшая с ума Акулина: «Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, только изредка судорожно хохочет». Мифические существа «Бежина луга» не обособлены от мира страданий, несчастий и бед реальной крепостной России, точно так же как не обособлены они и от всего возвышенного и поэтического, чем не менее щедро наполнена крестьянская жизнь. Русалка, тщетно зовущая к себе Гаврилу, это и Акулина, топчущаяся по целым часам «где-нибудь на дороге», .застывшая в бессмысленном ожидании встречи с любимым человеком. Болезненный крик ночной птицы напоминает о стонах утопленного в омуте Акима-лесника (так «душа его жа-лобится»), а может быть, это просто «лягушки махонькие» «жалобно кричат». Белый голубь, внезапно налетевший на трепетный свет костра - то ли праведная душа, улетающая на небо, то ли птица, случайно отбившаяся от дома. И даже легендарный Тришка, лукавый человек, сродни знакомому всем в околотке бочару Вавиле.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле