Костел пресвятой троицы. Костел святой троицы на троицкой улице

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.

Костелом святого Роха (Минск) называют католический собор, который расположен в историческом районе города Золотая Горка. Также он известен под названием Костел Святой Троицы. Он имеет длинную и интересную историю, о которой будет рассказано более подробно.

История собора

Костел святого Роха, также носящий название Пресвятой Троицы, находящийся в Минске, был основан литовским князем Ягайло в 14-м веке. Это самый старый из сохранившихся католических соборов, находящийся в городе, и тот, о котором имеются документальные исторические сведения. Известно, что костел святого Роха возводили на средства князя Ягайло и под его руководством.

Однако вскоре после того как строительство было завершено, деревянный храм в 1409 году подчистую уничтожил страшный пожар. Со временем начались работы по воссозданию костела, которые были успешно завершены. По таинственному стечению обстоятельств ровно через 400 лет вновь отстроенный храм был опять полностью уничтожен сильным пожаром.

Восстановление церкви

Были разработаны различные планы по воссозданию храма, однако им не суждено было сбыться из-за отсутствия достаточного финансирования. В 1796 году на золотогорском кладбище, где хоронили католиков, была построена деревянная часовня св. Роха, которая с 1832 года становится приходским храмом. В середине XIX века строение, ранее бывшее часовней, достаточно сильно обветшало и постепенно начало приходить в негодность. Епископ А. Войткевич после нескольких настойчивых попыток все-таки сумел получить разрешение на возведение костела святого Роха из камня на месте старенькой часовни.

Каменный костел

Строительство каменного храма началось в 1861 году и спустя всего три года было завершено. Проект костела создал известный архитектор того времени, академик из Санкт-Петербурга, М. Сивицкий. Церковь была отстроена в неоготическом стиле и сразу же поразила своей красотой и величественностью. Костел возвели исключительно на пожертвования, что интересно, средства давали не только католики, но и верующие других конфессий, а также религий. Связано это было с тем, что, как считали верующие, святой Рох спас город от смертельной эпидемии холеры.

В начале ноября 1864 года вновь отстроенный каменный храм был освящен под двумя титулами - Успение св. Девы Марии и св. Роха. Тем не менее в народе сохранилось и использовалось третье, историческое название храма - Пресвятой Троицы. В одном из алтарей костела в то время была установлена статуя св. Роха, которая была перенесена благодарными верующими из старой деревянной часовни. К самой статуе святого верующие относились с большим почтением. В середине августа в праздник св. Роха ежегодно у церкви собиралось несколько тысяч паломников.

Костел святого Роха в 20-м веке

Костел выстроен из камня и имеет готическую архитектуру с дюжиной вытянутых окон, крыша выстлана железными листами. Здание храма имеет двухэтажную башню, в которой располагаются колокола, носящие имена «Бронислава», «Стефан» и «Леонард». Над главным алтарем находится икона Богоматери с младенцем, рядом со св. Троицей. Один из боковых алтарей был освящен во имя святого Роха, а другой - во имя святого Антония. Так описывался храм в документах 20-го века.

Скульптура св. Роха, стоявшая около бокового алтаря, считалась у верующих чудотворной и исцеляющей различные хвори. В 1920 годы из храма реквизировали различные ценности, а также утварь для богослужений. Спустя несколько лет расписание служб костела святого Роха существенно изменилось, а позже, в 30-е годы, церковь и вовсе была закрыта. Во время войны с фашистской Германией костел сильно пострадал от вражеских снарядов. Когда фашистские войска оккупировали Минск, в храме тайно начали проводить службы. После завершения войны церковь перестали использовать по прямому назначению, а ее здание передали под книгохранилище.

Возрождение храма

В послевоенные годы город постепенно возрождался после ужасов войны, со временем была восстановлена и церковь. После реставрации здание собора в 1983 году взяли под государственную охрану, а затем переделали под зал органной музыки под ведомством Госфилармонии Белорусской ССР. Спустя год в апсиде был установлен электроорган, изготовленный в Чехословакии, а готические окна украсили разноцветными витражами.

С середины 1991 года в церкви св. Роха в свободное от музыкальных мероприятий время возобновляются богослужения. Спустя семь лет в боковом алтаре появляется копия утраченной статуи св. Роха, которую выполнили из металла. В 2006 году зал органной музыки закрывают, а само здание возвращается в ведение римско-католического прихода, освященного во имя Пресвятой Троицы. В настоящее время все желающие могут посетить это прекрасное сооружение, которое имеет не только культурную и церковную ценность, но и великолепную архитектуру и богатую историю.

Расписание служб в костеле святого Роха (Минск):

  • С понедельника по субботу они проходят в 8-00 и в 18-00.
  • В воскресенье утренние службы бывают в 9, 11 часов, а также в 12-30.
  • Вечером время служб - 17 и 19 часов.

День св. Роха отмечается каждый год.

В Костел Святой Троицы в Гервятах, Беларусь

Оригинал взят у mareneve в Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле