Культурное пространство российской империи. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

В период правления Елизаветы в 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Русские войска захватили Восточную Пруссию.

в 1759 г. одержали вместе с австрийцами победу над Фридрихом II,

в 1760 г. взяли Берлин, но после смерти Елиз. в 1761 г. поклонник Пруссии Пётр III, вышел из войны. Успехи России подняли ее престиж.

В 1768 г. Россия вмешалась в смуту в Польше.

1768-1774 гг. произошла русско-турецкая война за влияние в Польше и южнорусские земли. Под командованием П. А. Румянцева в 1770 г. разбил турок на реке Ларге и Кагуле, В 1771 г. российские войска заняли все основные центры Крыма. В 1773 г. войска под командованием Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при Козлудже. Турция была вынуждена подписать мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, по условиям которого Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право плавания русских судов по Черному морю. В 1783 г. Крым был включен в состав России.

В 1783 г. Россия присоединила Крым и по просьбе Ираклия II взяла под покровительство Восточную Грузию.

В 1787- 1791 гг. Турция начала новую войну с Россией. Россия вместе с Австрией вновь победила Турцию (успехи А. В. Суворова при Фокшанах, Рымнике, взятие Измаила, Н. В. Репнина - при Мачине, Ф. Ф. Ушакова на море - при Тендре и Калиакрии). Россия закрепила за собой Северное Причерноморье.

В 1788-1790 гг. Россия безрезультатно воевала со Швецией.

В 1772, 93, 95 гг. вместе с Пруссией и Австрией провела разделы Польши, получив Правобережную Украину, Белоруссию и Литву.

В 1780-1783 гг. Россия поддержала США против Англии. В 1793 г. Россия разорвала отношения с революционной Францией и готовилась к войне с ней. В 1798 г. она вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию. Эскадра Ушакова совершила поход в Средиземное море и захватила Ионические о-ва. Суворов осуществил Итальянский и Швейцарский походы. Считая Австрию и Англию нечестными союзниками, Павел I вышел из войны и заключил (после прихода к власти Наполеона I) союз с Францией против Англии, готовил поход в Индию, но вскоре был убит.

Вопрос № 23. Культура Российской империи в 18 веке

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.) - Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковски и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

    Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

    Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).

    Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

    портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

    пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

    историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

    сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.

После Петровских реформ в русской культуре утверждается приоритет светских начал. Став по существу частью государственного аппарата, Церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. В духовную сферу России XVIII в. стали проникать идеи Просвещения, в которых центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, преимущественно для дворян: Шляхетский (1731), Морской кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе. В 1764 г. недалеко от Петербурга, в деревне Смольной по инициативе Екатерины II открылся институт благородных девиц, явившийся первым учебным заведением для женщин. Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается организационно четкая структура народного просвещения. В 1786 г., согласно Уставу народных училищ, в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четыреклассным обучением, в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Впервые вводились единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки. Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711 - 1765), одинаково успешно работавший как в гуманитарной, так и естественно-научной сферах. Им написана "Российская грамматика", работы в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны М. В. Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.

Взлет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек - И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

И. И. Ползунов (1728-1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

И. П. Кулибин (1735-1818) долгие годы, до 1801 г., руководил механической мастерской Академии наук, его творческая мысль охватывала разные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. И. II. Кулибин разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И. П. Кулибин вел работы по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.

Как это часто бывает в России, большинство изобретений не получили применения и были забыты, а изобретатели умерли в нищете.

Литература. Литература середины и второй половины XVIII в. оставалась по преимуществу дворянской и была представлена следующими тремя направлениями.

  • 1. Классицизм. Характерными чертами данного направления были пафос национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей русского классицизма был А. П. Сумароков (1717 1777) - автор множество стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга.
  • 2. Реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. прежде всего в творчестве Д. И. Фонвизина (1745-1792), в его комедиях "Бригадир" и "Недоросль".
  • 3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали путем высвобождения и совершенствования чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Николай Иванович Новиков (1744-1818) - крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Н. И. Новиков критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н. И. Нови-

ков был арестован, а его журнально-книжное дело подверглось разорению. Однако имя его навсегда осталось в российской культуре.

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был Михаил Михайлович Щербатов (1733 1790) - талантливый публицист и историк. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме и безнравственности. Памфлет М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. А. И. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802), который в своем главном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. Хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и фигура Л. Н. Радищева были весьма почитаемы у многих поколений отечественных революционеров.

Архитектура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. Ьагоссо - причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшиеся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко считался В. В. Растрелли (1700-1754), по чьим проектам были возведены Смольный монастырь (1748 1762) и Зимний дворец (1754 1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки. Основоположником русского классицизма в архитектуре являлся В. И. Баженов (1737-1799). Самос знаменитое его творение - Пашков дом на Моховой в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени В. И. Ленина), построенный в 1784-1786 гг.

В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В. И. Баженова М. Ф. Казаков (1738-1812), который создал много зданий, до сих пор сохранившихся в прекрасном состоянии в столице. Среди них можно назвать здание Сената (Присутственные места) в Кремле (1776-1787); старое здание Московского университета (1786-1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицинская (ныне 1-я городская клиническая) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидовых (1779-1791), в котором теперь размещается Московский государственный университет геодезии и картографии и др.

Третьим крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И. Е. Старов (1745-1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен

Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778 1790) и главное архитектурное строение его жизни - Таврический дворец (1783-1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.

Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс для развития скульптуры. Наиболее известным скульптором был Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М. В. Ломоносов, П. В. Румянцев, Екатерина И, Павел I и др.). Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе, автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.

Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XVIII в. вступило в новый этап своего развития и характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен. Тем не менее этот период отличается, прежде всего, расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами двора: вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А. П. Антропов (1716-1795) Ф. С. Рокотов (1736-1808), Д. Г. Левицкий (1735-1822), В. Л. Боровиковский (1757-1825).

Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Шереметева И. II. Аргунов (1729 1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины И, по и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".

Родоначальником русской пейзажной живописи считается сын солдата Преображенского полка С. Ф. Щедрин (1745-1804), в полотнах которого на первое место выходит природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).

Театр. В Ярославле усилиями купца Ф. Г. Волкова (1729-1763) возникает первый профессиональный театр, который в 1756 г. приглашают в Петербург. Здесь специальным указом императрицы Елизаветы Петровны был создан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А. П. Сумарокова и др.).

Одновременно богатейшие русские вельможи организовали театры у себя в усадьбах, где актерами были их крепостные. Наиболее известный театр был у Шереметевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П. И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н. II. Шереметева.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Понятия и термины: Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Персоналии:

Государственные и военные деятели : Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М.Апраксин, А.П.Бестужев-Рюмин, Э.И.Бирон, Я.В.Брюс, А.П.Волынский, В.В.Голицын, Ф.А.Головин, П.Гордон, ЕкатеринаI, ЕкатеринаII, Елизавета Петровна, ИванV, Иоанн VI Антонович, М.И.Кутузов, Ф.Я.Лефорт, И.Мазепа, А.Д.Меншиков, Б.К.Миних, А.Г.Орлов, А.И.Остерман, ПавелI, ПетрI, Петр II, Петр III, Г.А.Потемкин, П.А.Румянцев, царевна Софья, А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.П.Шафиров, Б.П.Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования : Батырша (предводитель башкирского восстания), Г.Байер, В.И.Баженов, В.Беринг, В.Л.Боровиковский, Д.С.Бортнянский, Ф.Г.Волков, Е.Р.Дашкова, Н.Д.Демидов, Г.Р.Державин, М.Ф.Казаков, А.Д.Кантемир, Дж.Кваренги, И.П.Кулибин, Д.Г.Левицкий, М.В.Ломоносов, А.К.Нартов, И.Н.Никитин, Н.И.Новиков, И.И.Ползунов, Ф.Прокопович, Е.И.Пугачев, А.Н.Радищев, В.В.Растрелли, Ф.С.Рокотов, Н.П.Румянцев, А.П.Сумароков, В.Н.Татищев, В.К.Тредиаковский, Д.Трезини, Д.И.Фонвизин, С.И.Челюскин, Ф.И.Шубин, И.И.Шувалов, П.И.Шувалов, М.М.Щербатов, С.Юлаев, С.Яворский.

События/даты:

1682-1725 - царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682-1689 - правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 - восстания стрельцов

1686 - Вечный мир с Речью Посполитой

1686–1700 – война с Османской империей

1687 - основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

1687, 1689 - Крымские походы

1689 - Нерчинский договор с Китаем

1695, 1696 - Азовские походы

1697-1698 - Великое посольство

1700-1721 - Северная война

1700 - поражение под Нарвой

1705-1706 - восстание в Астрахани

1707-1708 - восстание Кондратия Булавина

1708-1710 - учреждение губерний

1711 - учреждение Сената; Прутский поход

1714 - указ о единонаследии

1718-1721 - учреждение коллегий

1718-1724 - проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 - сражение у о. Гренгам

1721 - Ништадтский мир

1721 - провозглашение России империей

1722 - введение Табели о рангах

1722-1723 - Каспийский (Персидский) поход

1725 - учреждение Академии наук в Петербурге

1725-1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730-1740 – правление Анны Иоанновны

1733-1735 – война за Польское наследство

1736-1739 – Русско-турецкая война

1741-1743 – Русско-шведская война

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны

1755 – основание Московского университета

1756-1763 – Семилетняя война

1761-1762 – правление Петра III

1762 – Манифест о вольности дворянской

1762-1796 – правление Екатерины II

1769-1774 – Русско-турецкая война

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 – начало губернской реформы

1783 – присоединение Крыма к России

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1787-1791 – Русско-турецкая война

1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788-1790 – Русско-шведская война

1791 – Ясский мир с Османской империей

1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии

Источники: Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.. Ништадский мир. Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества. Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. Ревизские сказки. Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». Слово Феофана Прокоповича при погребении Петра Великого. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев. «Кондиции» Анны Иоанновны. Оды М.В. Ломоносова. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. Кючук-кайнарджийский мирный договор. Указы Емельяна Пугачева. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Городовое положение. Ясский мирный договор. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.



Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.

Российфская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле