Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Какие заботы приносит людям зима презентация

Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.

Задачи:

    Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам;

    Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

    Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

На уроке мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так чётко и так внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Закрепление пройденного. Эмоциональный настрой.

Какое время года сейчас?

Какое время года изображено? (СЛАЙД 1) Почему?

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 2)

Какой сейчас месяц?

Работа в тетрадях:

Запишите число.

А для того, чтобы урок прошёл в хорошем настроении, давайте послушаем красивую мелодию и полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙД 3)

III Словарная работа с речевой зарядкой

1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски): Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель , вьюга , снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.) (СЛАЙДЫ 4-5)

Итог: Мы определили слова – предметы, которые относятся к зиме.

2 Задание: (СЛАЙД 6) На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их.

Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

Зарядка для глаз (самомассаж).

3 Задание: Следующее упражнение поможет нам определить тему урока, подобрав словосочетания (с вопросом: что делают?), относящиеся также к зиме. (СЛАЙД 7)

Итог: Как вы думаете, чему посвящена тема нашего урока?

(СЛАЙД 8)

Тема урока: «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой, и составим об этом рассказ. (Запись темы урока в тетрадях)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

IV Актуализация опорных знаний

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 9)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

- (СЛАЙД 10) Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим.

(СЛАЙД 11) От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути.

Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде. (СЛАЙД 12-13)

Физминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.

Итог:

1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.

Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.

Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

- (СЛАЙД) Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)

Итог: 3 . В парках, скверах и садах сажают деревья.

СЛАЙД –Что это? Где хранятся овощи зимой?

Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ 27, 28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

СЛАЙД - А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.

Развитие моторики (перебрать крупу)

Готовясь к весеннему севу люди (СЛАЙД) в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)

Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (СЛАЙД)

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными.

V. Закрепление

1.Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения). Инд.работа (Аня) – работа на карточке «Подобрать соответствующее словосочетание».

2.Подобрать соответствующие картинки к полученным предложениям.

3.Составление рассказа по опорным картинкам.

V. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?

(Выводы по теме урока раздать для приклеивания в тетрадях)

А на следующих уроках мы обсудим профессии людей, которые заботятся о домашних животных.

Урок 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ТРУД ЛЮДЕЙ ЗИМОЙ» (карандаш, акварель)

15.11.2013 16162 0

Цели : расширять представления о трудовой деятельности людей; развивать чувство гордости за славный труд своих родных и близких; формировать умение составлять композиции; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование :

Изобразительный ря д: репродукция картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек»; рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года; образец педагогического рисунка «Труд людей зимой» (карандаш, акварель).

Литературный ряд : стихотворение Юрия Щербакова «Сказка про лень».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учител ь. Общая тема третьей четверти посвящена труду и отдыху людей зимой и весной. А тема сегодняшнего урока – «Труд людей зимой».

III. Актуализация знаний учащихся.

 Какая у нас зима?

 Люди, проживающие в южных регионах, говорят: холодная, снегу много. А житель Крайнего Севера скажет: у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет. Кто из них прав?

И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд – все одно: снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро, раннее, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах, с черными узорами ветвистого лозняка на белом поле. Наша зима ждет человека.

 Кому знаком традиционный труд людей зимой, весной?

Опустели к зиме поля. Но и зимой здесь не прекращается работа. Поля подготавливают к весеннему севу: люди вывозят сюда навоз и проводят снегозадержание. Зимой очень важно задержать больше снега на полях, тогда весной в почве будет много влаги, и растения будут лучше расти. Для задержания снега на полях устанавливают щиты или специальными снегопахами пропахивают глубокие борозды. Из своих наблюдений вы знаете, что скапливается больше снега около различных преград, такими преградами на полях и являются щиты и борозды.

Готовят к весне разные машины: тракторы, сеялки, культиваторы, плуги, бороны. В механических мастерских их тщательно проверяют и ремонтируют. К началу весеннего сева все машины должны быть хорошо подготовлены.

Много работы в зернохранилищах. С помощью специальных приборов следят, чтобы в зернохранилищах было сухо и держалась все время одинаковая температура. А для того чтобы семена не сгнили, их часто перемешивают. Семена хлебных растений весной хорошо прорастут, если они правильно хранились зимой. В овощехранилищах овощи регулярно перебирают. Загнившие сразу отбирают от здоровых.

В садах около плодовых деревьев уплотняют снег, чтобы под снегом к стволам деревьев не пробрались мыши и не погрызли стволы. В сильные морозы растения окучивают снегом.

У каждого народа испокон веков сложились виды труда с учетом места жительства, традиций.

IV. Вводная беседа.

Слово учител я. Воспевая свой народ, художники подмечали и изображали его труд, видели красоту людей труда.

У каждого народа есть традиционные виды труда. В Закавказье – виноградарство, овцеводство, садоводство, ткачество. В Средней Азии – скотоводство, садоводство и хлопководство, шелководство. На Украине – овощеводство, садоводство и скотоводство. В Белоруссии – декоративно-прикладное искусство. В Прибалтике – сельское хозяйство и рыболовство. И у всех народов развиты свои виды декоративного искусства.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) «На просторах подмосковных строек» .Эта работа – одно из значительных произведений художника.

Герои его картины – молодежь, юноши и девушки, строящие заводской цех на месте бывшей деревни. Типичен подмосковный пейзаж с полоской леса, небольшой деревенькой, заснеженным полем. Художник скупо наметил конструкцию строящегося здания, над которым возвышается подъемный кран, изобразил работающие экскаваторы. Немногочисленны персонажи его картины. Привлекает внимание группа рабочих, что-то горячо обсуждающих с инженером. На переднем плане девушка в синем комбинезоне, несущая доску. Ее лицо разрумянилось от работы и зимнего холода.

Просторный заснеженный пейзаж, желто-золотистые доски на переднем плане, сильная фигура девушки в синем комбинезоне – все эти немногочисленные детали помогают художнику создать выразительную картину, повествующую о жизни и труде людей.

VI. Работа над новым материалом.

Учител ь. Послушайте стихотворение:

СКАЗКА ПРО ЛЕНЬ

Лень залезла под плетень

И лежит там третий день.

– Почему ты не вылазишь?

Не гуляешь по двору?

Лень ответила не сразу:

– Ой, боюсь я детвору!

Навредила я ребятам,

Перед ними виновата:

Петя двойку получил

Из-за меня,

Все уроки пропустил

Из-за меня,

Коля выбыл из кружка

Из-за меня,

Отлежал себе бока

Из-за меня,

Толя грязен, не умыт

Из-за меня,

На учителя сердит

Из-за меня!

Вновь залезла под плетень –

И лежит четвертый день.

– Как тебе лежать охота?

Во дворе кипит работа,

Помоги пойди ребятам –

И не будешь виновата!

Лень сказала:

– Выходной у меня!

Что там пользы от одной

Подметут широкий двор

Без меня,

Новый сделают забор

Без меня,

В огороде все польют

Без меня,

Травы сорные порвут

Без меня,

Сочный вырастят арбуз

И без меня,

А узнать, каков на вкус, –

Зови меня!

Вновь залезла под плетень…

Ну и лень!

Ю. Щербаков

Я думаю, вы обращали внимание на труд взрослых людей в зимнее время.

 Посмотрите рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года.

В зимнее время в сельской местности идут лесозаготовки, а в городе – уборка снега с проезжей части и тротуаров. Эти виды работ могут быть сюжетами для ваших рисунков.

Обсуждение композиций рисунко в.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Так, например, чтобы показать протяженность улицы, лучше выбрать горизонтальный формат. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа. Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево.

Помните: очень важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом помните, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.

При создании композиции надо продумать, сколько персонажей вы хотите изобразить, что будут делать люди и где происходит действие.

Сначала можно сделать наброски в виде силуэтов. Разместить людей в движении, при этом возможно загораживание одной фигуры другой. Передать пространство можно, если основания более близких предметов расположены ниже, чем более удаленных.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Зимой у людей много работы, связанной с уборкой снега. Снег на улицах городов, сел мешает движению транспорта и пешеходам. Часто улицы и тротуары посыпают песком, чтобы машины при езде, а пешеходы при ходьбе не скользили. Это особенно важно, когда после оттепели дороги покрываются слоем льда. Очищают от снега железнодорожные и трамвайные пути.

Я решила изобразить человека, убирающего около деревенского дома снег. Его фигура загораживает деревья, дом на дальнем плане (см. Приложение 1) .

1. Располагаем лист по горизонтали и отмечаем размер фигуры человека в центре рисунка. Выше рисуем основания дерева и дома. Намечаем размеры дома, при этом следим за соблюдением пропорциональных соотношений между домом и человеком.

2. Самое важное – человека, убирающего снег, изображаем на первом плане и выделяем его размером. Помните: главное – это люди, а не огромные пространства вокруг них. Определяем кроны деревьев и схематично намечаем движение человека.

3. Пропорционально рисуем голову, туловище и конечности героя. Определяем, согласно законам линейной перспективы, сокращение окон при их удалении.

4. Прорисовываем ветки на деревьях, бревна у дома, дорожку на земле. Детализируем фигуру человека. Рисунок закончен.

Формат может быть разным – вертикальный, горизонтальный, квадратный, вы выберете его согласно вашей композиции.

1. Зальем небо насыщенным синим цветом, в верхней части добавляем сине-серый цвет. Небо надо выполнить плотным цветом, чтобы на контрасте с ним белый снег казался более светлым.

2. Светло-голубым цветом выполню снег на земле. Стараемся не просто раскрашивать поверхность, а передавать объем сугробов.

3. Дом выполняем цветом охры, а боковую часть дома окрашу в светло-коричневый цвет. Для крыши подойдет сложный цвет, состоящий из коричневого и красного.

4. Стволы деревьев выполню теми же цветами, что и дом. Середина – коричневая, а края и тонкие ветки рисую смесью коричневого и синего цветов. Стекла домов выполняю оттенком, состоящим из коричневого и темно-синего цветов. На первом плане человека выделяю насыщенными цветами. При этом стараюсь согласовывать части композиции в цвете. Поэтому использую для костюма героя синий, коричневый и голубой цвета.

Постарайтесь красиво сочетать цвета в рисунках, обогатить их оттенками. Может быть, вам удастся передать настроение. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задани е. Помните о важности правильной передачи в рисунках пропорций фигуры человека, характерности поз и движений. Работая карандашом, не задерживайтесь на деталях. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом фоне.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. Вам удалось передать настроение зимнего пейзажа. Вот лучшие работы

 В чем достоинство этих композиций?

 Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.

Посмотрите, как верно у … (фамилия, имя ученика) переданы в рисунке пропорции фигур людей и момент движения. А вот … (фамилия, имя ученика) точно изобразил особенности формы машин, масштабные отношения всех изображений. Удачно подмечены приметы зимнего пейзажа у … (фамилия, имя ученика) .

2. Обобщение изученного материала.

 Как можно выделить главных персонажей рисунка?

 Зачем необходимо сочетать цвета в окраске предметов?

Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А. А. Кулешова

План-конспект урока в 1 классе

по курсу «Человек и мир»

Выполнила: студентка 3 курса «В» группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев,

2014 г.


Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: «Домашние животные зимой. Труд людей зимой».

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І . Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость – карточка зелёного цвета.

Неуверенность – карточка красного цвета.

Тревога – карточка синего цвета.

ІІ. Актуализация знаний

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер) . Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

  1. Игра “Рассели животных”.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2 . Открывается тема «Домашние животные»

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?… (Лошадка)

Ходит рыжий, пьёт из лужи, С бородой родится —

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий... (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

«+» - это я знал

«-» - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных « … »
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов. « … »
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой. « … »
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку. « … »
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. «… »
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. «…»

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Учитель. Вот какие интересные сведения подготовил ваш одноклассник о корове.

Корова

Часто коровы общаются друг с другом «мычанием». Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам – каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние – ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде — для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме: ?→размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

І V . Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра «Верно – неверно»

  1. Кролик живёт в лесу. «-»
  2. У коровы ребёнок – жеребёнок. «-»
  3. Коза даёт молоко. «+»
  4. Кролик любит косточку. «-»
  5. Собака ловит мышей. «-»
  6. Свинья любит купаться в грязи. «+»

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

V . Рефлексия

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Собака

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка – волка. Крупные и сильные овчарки – отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки – очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Кот

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты – хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей – щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.







ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ДОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

МЕСТО ОБИТАНИЯ

ПИТАНИЕ

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3552. Индивидуальные домашние задания по химии. Химия домашние задания 475.47 KB
Методические указания включают индивидуальные домашние задания по следующим темам: классы неорганических соединений, химический эквивалент, строение атома, химическая связь, химическая термодинамика, химическая кинетика, концентрация растворов, ионные реакции и гидролиз солей, окислительно-восстановительные реакции, электрохимические процессы, свойства металлов.
3350. Труд как фактор производства. Труд и услуги труда. Кривые спроса и предложения на услуги труда 4.16 KB
Труд и услуги труда. Кривые спроса и предложения на услуги труда. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов профсоюзов корпораций государства без учета которых невозможен анализ спроса и предложения. В связи с этим на рынке труда принятие решений зависит не только от фирм но и самих экономических субъектов.
3533. Право на труд 6.8 KB
Признано в статье 23 ВДПЧ статье 6 МПЭСКП статье 1 ЕСХ статье 6 СанСальвадорского протокола к Американской конвенции о правах человека статье 15 Африканской хартии прав человека и народов. Закреплялось в статье 118 Конституции СССР 1936 года статье 40 Конституции СССР 1977 года. В статье 37 Конституции России закреплено право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 год в статье 23 провозглашает что каждый человек имеет право на труд на свободный выбор работы на...
3548. Домашние задания по химии и методические указания по их выполнению 229.61 KB
Настоящие домашние задания предназначены для систематической работы студентов всех специальностей над курсом химии в соответствии с учебной программой. Выполнение заданий способствует выработке у студентов навыков самостоятельной работы.
6261. Динамический, статический, умственный труд и изменения в организме 15.46 KB
Она подразделяется на два вида работы: динамическую и статическую. Для выполнения работы нужна энергия которая получается в организме как результат сложных химикобиологических реакций расщепления углеводов. В процессе физической работы в мышцах происходят окислительные процессы требующие расхода кислорода. Тяжелые работы требуют больше энергии и соответственно больше кислорода.
3135. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труд 5.49 KB
Дифференциация в правовом регулировании труда дифференциация трудового права проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам основаниям: а вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время дополнительные отпуска повышенная оплата труда; б климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; в физиологические особенности женского организма его материнская функция.
3580. Готовые домашние задания к английскому языку. Методические указания К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 212.44 KB
Настоящее учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов, работающих по учебнику «Английский язык» авторов: Голубев Анатолий Павлович, Балюк Наталия Владимировна, Смирнова Ирина Борисовна для студентов средних профессиональных учебных заведений, издательский центр «Академия», 2011 год.
21388. КУЛЬТУРА И ДОСУГ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 36.74 KB
Характеристика работы Муниципального бюджетного учреждения Дома культуры Строитель в области досуга людей старшего поколения. Прекращая трудовую деятельность снижается уровень материального благополучия у людей при этом с возрастом ухудшается здоровье слабеет память сужается круг общения постепенно уходят из жизни ровесники дети и родственники постоянно заняты своими семьями. Тем не менее отметим что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию жить...
4976. Возрастные особенности пожилых людей 44.53 KB
Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир стареющего человека имеется ли здесь специфика по сравнению с предыдущими возрастными фазами и если да то в чём она Подобные вопросы диктуются прежде всего практикой ибо ответы на них дают сведения о личном статусе и стили жизни в старости что позволяет при необходимости осуществлять их коррекцию в целях не просто продления жизни но сохранения её по возможности полноценной и активной...
4357. Евакуація людей із приміщення під час пожежі 6.75 KB
Евакуація людей із приміщення під час пожежі. Захист людей у разі пожежі є найважливішим завданням всієї системи протипожежного захисту. Рятування являє собою вимушене переміщення людей назовні при впливові на них небезпечних факторів пожежі або при виникненні безпосередньої загрози цього впливу. Вимушений процес руху людей з метою рятування називається евакуацією.

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Зима. Труд людей зимой.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о зиме и труде людей зимой. Познакомить учащихся с трудом людей в зимних условиях, с жизнью растительного и животного мира зимой.

Задачи: Формировать учебно-познавательную мотивацию;

Осуществлять структурирование знаний;

Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов;

Учить достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, и строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные: - учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - подводить под понятия;

Учить постановке и формулированию проблемы

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Зимние месяцы.

1. Народные приметы.

2. Труд людей зимой.

3.Копилка народные мудрости.

III.Обобщение по теме урока.

IV. Итог урока.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим с вами о красивом времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)

Вспомните, какая бывает погода и какая природа? Какие деревья,чем они покрыты? Расскажите, чем приметна зима и её месяцы? Вспомните стихи о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Федор Тютчев.
Работа с книгой. Чтение о зимних месяцах.
Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст. Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде.

Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.

Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.

Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.

Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.

Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд.

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

С февралем связано много народных примет о погоде.

Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.

Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.

Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.

Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.

Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.

Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Подведение итогов о зиме

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков. Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками, аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами. Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья. Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

II. Труд людей зимой.

Какая техника выезжает на уборку снега?

Какие работы проводят в саду зимой?(уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям?(подсказка рисунок на карточке "снег - дерево - мыши" можно изобразить на доске. Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов.

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

Какие работы проводят на улицах города зимой?(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком).

Работа с учебником. Уборка нега и скол льда.

Словарная работа. Пескосоляная смесь.

III. Копилка народной мудрости

1.Выбрать на карточках понравившую народную мудрость,записать её в тетрадь и прочитать вслух и пояснить её.

2.Просмотр презентации Зима и Труд людей в зимнее время года.

IV.Игра Выбери зимние слова; краски, середина, простор, кукушка, Снег, лето, листья,осень,Метель,дождик,весло,веник,пироги,Гололедица,лужи,воротник,воробей,Сосульки,погремушки,норки,гнездо,Морозные узоры.

Явления природы зимой

В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

Зима. Метель.

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Зима. Гололедица, словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Сосульки.Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки. Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Зима. Морозные узоры, как и иней, является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Обобщение. карточки с заданиями.

Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ __________

Лед- твердое тело лед не тонет.

пед бесцветен и прозрачен. лед тает и превращается в воду.

лед холодный хрупкий скользкий, гладкий.

на льду можно упасть и травмироваться. лед это вода.

Итог урока. Выскажите свое мнение о зиме.

© 2024 gobelinland.ru
Сайт о тканях и текстиле